ЦЕЛИ

Описать принципы, лежащие в основе пульсоксиметрии, капнографиии чрескожного мониторинга газового состава крови.

Обсудить показания к применению и правила использования пульсоксимепкапнография и чрескожного мониторинга газового состава крови.

Описать нормальную капнограмму.

Сравнить неинвазивный мониторинг и лабораторное определение газового соста­ва артериальной крови.

Введение

Во время ИВЛ очень часто возникает необходимость в неинвазивном мониторинге дыхания. В первую очередь это относится к пульсоксиметрии, которую в большин­стве отделений интенсивной терапии используют как стандартный метод наблюде­ния за состоянием бальных. Хотя в настоящее время пульсоксиметрия стала неотъем­лемой частью мониторинга вентилируемых больных, следует помнить, что до сих пор не появилось работ, которые подтвердили бы влияние такого мониторинга на исход ИВЛ. По большей части популярность пульсоксиметрии обусловлена просто­той применения, особенно в сравнении с камиографией и чрескожным мониторин­гом. Капнографией обычно пользуются в операционных и в некоторых отделениях интенсивной терапии, а чрескожные мониторы газового состава крови в настоящее время практически вышли из употребления.

Принцип измерения

Пульсоксиметр излучает свет двух длин волн (обычно 660 и 940 нм), проходящий через пульсирующий сосудистый бассейн. Степень насыщения гемоглобина кисло­родом (Spo2) определяется при сравнении форм двух плетизмографических кривых. Выпускается большое количество разнообразных пульсоксиметрических датчиков — одноразовых и многоразовых, включая датчики для пальцев рук и ног, для мочки уха, носовые датчики и датчики для стоп. В некоторых пульсоксиметрах осуществ­ляется индикация амплитуды сигнала и на дисплей выводится плетизмографическая кривая. Наблюдение за формой фотоплетизмограммы позволяет врачу выявлять артефактные значения Spo2, обусловленные, например, смещением датчика. Так как пульсоксиметры регистрируют каждую артериальную пульсовую волну, их исполь­зуют не только для измерения Sp02, но также для наблюдения за сердечным ритмом. Показания сатурации считаются сомнительными, если частота пульса по данным пульсоксиметрии значительно отличается от реальной. Тем не менее следует заме­тить, что и точное отображение частоты пульса не гарантирует точности измерения Spoj.

В пульсоксиметрах в качестве референтных используются эмпирически получен­ные в исследованиях на здоровых добровольцах плетизмографические кривые. При показателях сатурации выше 70 % точность пульсоксиметрии лежит в пределах ;±. 4-5%. Для того чтобы оценить клиническое значение такой точности, надо принять во внимание особенности кривой диссоциации оксигемоглобина.

 Если истинная сатурация равна 90 %, то давление артериальной крови равно приблизительно 60 мм рт. ст. Однако, ее; турация равна 100 %, то напряжение кислорода в артериальной крови очень высоким, например > 150 мм рт. ст. При значениях сатурации < 70 % точйШ! И пульсоксиметрии еще ниже, однако клиническая значимость этого факта спорна. Пользуясь показателями сатурации, врач должен помнить о соотношении, связыва­ющем сатурацию и напряжение кислорода. При этом судить о напряжении кислоро­да в артериальной крови, исходя из степени насыщения гемоглобина кислородом, надо с большой осторожностью. Кроме того, пульсоксиметрия малопригодна для обнаружения гипероксемии.

Как монитор пульсоксиметр уникален тем, что не требует индивидуальной ка­либровки. Встроенные в программное обеспечение приборов калибровочные кри­вые отличаются в устройствах разных производителей и, более того, могут отличаться в разных моделях одной и той же фирмы. По этой причине у одного больного жела­тельно пользоваться одним и тем же яульсоксиметром и одним и тем же датчиком. В идеале, показатели пульсоксиметрии надо периодически сравнивать со значения­ми сатурации, полученными с помощью GO-оксиметрии. Результаты выборочного контроля Spo-., при котором остается неизвестным соотношение между Spo2 и Sao2 во всем диапазоне значений у данного больного, следует интерпретировать с осто­рожностью.