С первичными повреждениями при взрывной травме хирурги-трав­матологи, медицинские сестры и сотрудники службы ЭМП сталкива­ются относительно редко. Несмотря на это, они должны знать их осо­бенности: возможность повреждения полых органов и воздушной эм­болии. Тактика ЭМП при вторичных и третичных повреждениях не отличается от таковой при повреждениях иной этиологии. Особен­ность заключается лишь в одновременном поступлении большого чис­ла пострадавших.

Крайне сложна организация ЭМП при использовании оружия мас­сового поражения. Трудность заключается не только в большом числе пострадавших, но и в необходимости обеспечить безопасность меди­цинского персонала. Для этого существуют индивидуальные средства защиты, которые могут использоваться как военными, так и граждан­ским населением. Эти средства обеспечивают защиту от газообразных отравляющих веществ, биологических аэрозолей и, отчасти, от радио­активных осадков. Для защиты от биологического оружия вполне при­годны защитные медицинские маски для выполнения хирургических вмешательств и тканевые фильтры, т. к. они задерживают частицы раз­мером менее 0,1 мкм.

Врачи, медицинские сестры, сотрудники службы ЭМП, работающие в очаге заражения, должны носить соответствующие индивидуальные средства защиты. Однако проведенные военными исследования пока­зали, что такие средства мешают распознавать опасные ситуации, вы­зывают боязнь замкнутого пространства, перегревание, обезвожива­ние, тревожность. Кроме того, респираторы и противогазы затрудняют дыхание. Во время учений, имитирующих применение химического и биологического оружия, от 4 до 10% участников прекращали ношение индивидуальных средств защиты, в основном из-за психических рас­стройств (боязни замкнутого пространства, тревожности, паники), хо­тя военный медицинский персонал проходит специальную подготовку по оказанию помощи в чрезвычайных обстоятельствах. Гражданские врачи вообще не имеют такой подготовки. Врачи и сотрудники службы ЭМП, не способные долгое время носить средства индивидуальной за­щиты, только пополняют ряды пострадавших.

Первоочередная задача при применении оружия массового пораже­ния — определение поражающего агента. Разработаны достаточно чув­ствительные и специфичные методы выявления отравляющих веществ (газовая хроматография и др.). Появившийся не так давно метод поли-меразной цепной реакции высокочувствителен, но занимает много времени и требует сложного оборудования. В полевых условиях удоб­нее более дешевые и технически менее сложные иммуноферментный анализ и масс-спектрометрия. Методы регистрации и измерения ио­низирующего излучения просты и недороги.

Следующая задача —- обезвреживание поражающего агента в очаге поражения или на сортировочном пункте и обеспечение безопасности людей, выполняющих ее. Подробные инструкции по решению этой за­дачи редко входят в план действий при чрезвычайных ситуациях. Не­обходимо обеспечить доступ к большому количеству воды, а также ути­лизацию загрязненной воды и одежды. Если поражающий агент не обезврежен, медицинский персонал, оказывающий ЭМП, должен ис­пользовать индивидуальные средства защиты.

После идентификации поражающего агента и его обезвреживания больной поступает в лечебное учреждение, где ему проводят необходи­мое лечение. План ЭМП при чрезвычайных ситуациях должен обяза­тельно включать протоколы лечения взрывной травмы и других повре­ждений, например вызванных ядерным, биологическим или химиче­ским оружием. Инструкции по диагностике и лечению этих поврежде­ний должны быть легко доступны для врачей и медицинских сестер, не имеющих опыта их лечения.

Опасность терроризма растет во всем мире. От террористических атак (как извне, так и внутри страны) не застраховано ни одно госу­дарство. Помимо террористических атак большое число пострадав­ших бывает при стихийных бедствиях (например, землетрясениях), крупных дорожно-транспортных происшествиях и промышленных авариях.