Первая советская фармакопея увидела свет в 1926 г.; этот момент стал своеобразной точкой отсчета для создания научной основы организации контроля за ка­чеством медицинских препаратов. С 1929 г. была также введена выборочная проверка препаратов, реализуемых через аптеки.

На Всероссийском фармацевтическом совещании, которое состоялось в 1926 г., было уделено большое вни­мание оптимизации работы контрольно-аналитической службы.

Формирование системы аптечного дела было завер­шено в 1927 г. утверждением Устава, определявшим права и обязанности аптекоуправлений при отделах здравоохранения. Республиканские аптекоуправления были созданы в РСФСР и УССР в 1930-1935 '$>Ы затем аналогичные организации появились и в других союзных республиках. Централизованное управление и координация деятельности данных организаций осу­ществляла специальная Аптечная инспекция, основан­ная в 1936 г. при Народном Комиссариате здравоохра­нения. Следует отметить, что повышенное внимание уделялось контролю за качеством фармацевтической продукции в процессе их производства на профильных предприятиях. Управляющие предприятиями хими­ко-фармацевтической промышленности несли личную ответственность (вплоть до уголовной) за качество вы­пускаемой продукции согласно утвержденной приказом ВСНХ СССР «Инструкции о порядке открытия заводов и лабораторий для производства фармацевтических препаратов».

В 30-е гг. XX в. контроль за качеством фармако­логических препаратов был возложен на контрольные лаборатории предприятий и отделы технического кон­троля. Тем не менее, несмотря на принимаемые меры, в 1938 г. был отмечен чрезвычайно высокий уровень продукции, не отвечавший требованиям. Отмечалось до 7,1% брака при промышленном и 27,6% — при аптечном изготовлении. К числу основных причин недопустимо высокого процента брака относились: отсутствие-над­лежащего контроля, несоблюдение технологического процесса на различных этапах производства, баналь­ная антисанитария, низкое качество поставляемого сырья, небрежное хранение исходных веществ, пло­хие условия для работы отделов контроля качества продукции. Стоит отметить, что при выявлении нека­чественной фармацевтической продукции в настоящее время, причины озвучиваются те же самые.

Контроль за качеством лекарственных препаратов в последующие годы был усилен, для чего во всех областных центрах были созданы КАнЛ. Это предо­ставило органам контроля возможность осуществлять ежемесячную проверку лекарственных препаратов, ко- • торые реализовывались через аптечную сеть. В 1938 г. в большинстве аптек начинают создаваться специаль­ные контрольно-аналитические кабинеты и «столы», которых вместе с КАнЛ насчитывалось к 1941 г. уже 1133. Помимо этого, в то время были разработаны новые виды внутреннего аптечного контроля, кото­рые непрерывно совершенствуются и сохраняют cboi актуальность и в наше время.

В связи с тем, что был выявлен высокий процент некачественной фармацевтической продукции, НКЗ СССР были скорректированы (а частично и пере­смотрены) задачи службы по анализу и контролю за лекарственными средствами. В 1939 г. была утверждена новая «Инструкция о внутриаптечном контроле», кото­рая обязывала ответственных сотрудников проводить органолептический, качественный, опросный, а по необ­ходимости и качественный химический виды анализов препаратов. К каждой партии готового товара обяза­тельно следовало прилагать копии данных анализов с печатью отделов технического контроля предприятий. Перечисленные меры оказались эффективными и уже к 1940 г. процент некачественной продукции снизился до 1%.