Таким образом, дифференцированный подход к тактике лече­ния больных с почечной травмой, основанный на данных клини­ческого, лабораторного и инструментального исследования, и опыт специалиста существенно улучшают жизненный прогноз у больных этой категории.

Одномоментные операции в разных комбинациях выполняют на почке, селезенке, печени, кишечнике, поджелудочной железе. В зависимости от локализации и характера повреждения органов брюшной полости оперативные вмешательства могут быть разными. Наиболее часто у больных с травмой брюшной полости выполняют спленэктомию, восстанавливают целость печени, поджелудочной железы, ушивают дефект поврежденной кишки или резецируют ее.

Практика показывает,  брюшной полости нередко со­провождается повреждением почки, клинически протекающим ла­тентно. Отсутствия рентгенологических, ультразвуковых и клини­ческих признаков почечной травмы нслостаточио для исключения повреждения. Тщательная ревизия брюшной полости и забрюшин­ного пространства позволяет в ряде наблюдений выявить разрыв или ранение почки.

В приведенном ниже наблюдении не распознанное в ходе лаларотомин повреждение почки привело к необходимости повторного оперативного вмешательства.

Больной 19 лет, поступил с проникающим ножевым ранением брюшной полости. При экстренной лапаротомии выявлено и устранено ра­нение печени и двенадцатиперстной кишки. Ревизию забрюшинного про­странства не проводили, так как отсутствовали симптомы ранения почки. В послеоперационном периоде стали беспокоить боль в пояснице и правых отделах живота, повышение температуры тела (38 С), в моче обнаружены эритроциты.

Возникло подозрение на ранение почки. Поданным экскреторной урографии, контур правой поясничной мышцы не дифференцируется, обшир­ная гомогенная тень наслаивается на правую почку, рент ген о контрастное вещество затекает за контур почки; чашечно-лоханочная система и функ­ция левой почки нормальные.

Во время операции (люмботомия) обнаружены глубоко проникающее ножевое ранение в области ворот почки и обширная забрюшинная гемато­ма. Учитывая особенности топографии раневого канала, недостаточную эф­фективность гемостаза и высокий риск рецидива кровотечения из повреж­денной почки, сочли необходимым выполнить нефрэктомию. Послеопера­ционный период протекал без осложнений. Наступило выздоровление.

Как видно из приведенного наблюдения, ножевое ранение в области правого подреберья привело к острой травме печени, две­надцатиперстной кишки и почки. В ходе лаларотомии, учитывая агрессию повреждающего фактора и близкое расположение ранево­го канала к почке, необходимо было выполнить тщательную ревизию забрюшинного пространства. Это позволило бы распознать травму почки в ходе первой операции и провести хирургическое лечение в один этап из чрезбрюшинного доступа.