Часто встречающийся антиген RAPH, получивший обозначение MER2, впер­вые описали Daniels и соавт. [3] в 1987 г. Это был первый эритроцитарный ан­тиген, открытый с помощью моноклональных антител. Четыре образца поли-клональных сывороток анти-МЕ112 были найдены позднее (Daniels и соавт. [2]).

Статус системы RAPH получил в 1998 г., когда был картирован контролиру­ющий ее ген, находящийся на коротком плече хромосомы 11 в позиции lip 15.

Антиген MER2 (RAPH1)

Единственным антигеном системы RAPH является фактор MER2 (RAPH1), идентифицируемый антителами анти-МЕИ2. Частота этого антигена у европео­идов составляет 92 %, остальные 8 % людей его не содержат и являются MER2-(Daniels и соавт. [3])

Расчетная частота аллелей MER2+и MER2~0,72 и 0,28 соответственно. Обследование 103 семей показало, что указанные аллели передаются в соот­ветствии с законом наследования.

Титрование антигена MER2 в эритроцитах членов одной большой се­мьи (жителей о. Сардиния, Италия) анти-МЕ112-антителами показало, что ин-гибиторный ген In(Lu) (см. Lutheran) угнетает экспрессию антигена MER2. Выраженность агглютинации в каждом из разведений тестовых реагентов учи­тывали по 12-балльной шкале. Титр антигена составил от 0 до 15 (в среднем 6) у членов семьи, имеющих ген In(Lu), и 12-21 (в среднем 16) у членов семьи, ли­шенных указанного гена.

Антиген MER2 устойчив к действию папаина и сиалидазы, но разрушается трипсином, химотрипсином, проназой и сульфгидрильными реагентами.

Посредством иммунопреципитации специфическими антителами с после­дующим электрофорезом в геле выделен гликопротеин с мол. массой 40 кДа (Lucien и соавт. [4]).

Предпринимались попытки найти связь между антигеном MER2 и гликопро-теином CD44, который, так же как и MER2, контролируется геном, находящим­ся на хромосоме 11, и подвержен супрессии со стороны гена In(Lu). Уместно упомянуть, что CD44 несет антигены групповой системы Indian. Однако, как выяснилось, антиген MER2 не связан с гликопротеином CD44. Ahth-CD44-антитела одинаково реагировали с эритроцитами MER2+ и MER2-, а гены, дапролирующие системы Indian и RAPH, располагались в разных участках хромосомы 11. Полагали также, что антиген MER2 идентичен гликопротеину LYVE-1 (или HAR), гомологу CD44, контролируемому локусом 11р15. Однако последующие исследования показали, что MER2 и LYVE-1 отличаются распре­делением в тканях (Banerji и соавт. [1], Winkleman и соавт. [6]).

Анти-МЕК2-антитела

Daniels и соавт. [3] получили моноклональные анти-МЕ112-антитела серий ID 12 и 2F7 путем слияния спленоцитов мышей, иммунизированных клетками линии мелкоклеточной карциномы человека, с миеломными клетками. Скрининг антител проводили методом комплементзависимой цитотоксичности с использо­ванием гибридных клеток человек - хомяк, содержащих хромосому 11 человека. Эксперименты по блокированию генов этой хромосомы показали, что обе серии антител распознают эпитопы одного и того же антигена (Daniels и соавт. [3]).

В 1988 г. Daniels и соавт. [2] нашли 3 образца аллогенных анти-МЕ112-антител у евреев, выходцев из Южной Индии, проживающих в Израиле, 2 из которых оказались родственниками. У носителей антител была почечная не­достаточность, в связи с чем им проводили систематически гемодиализ и ге-мотрансфузии. Антитела во всех 3 образцах сывороток реагировали в непря­мой антиглобулиновой пробе. В 2 случаях антитела выявили до проведения ге­модиализа и гемотрансфузий. На протяжении многих лет больные получали трансфузии МЕ112-несовместимой крови, однако каких-либо реакций не было. Приживаемость перелитых эритроцитов invivoбыла нормальной.

При параллельном сравнительном исследовании эритроцитов 138 доноров с использованием поли- и моноклональных антител получены одинаковые ре­зультаты. Редкие исключения, когда поликлональные антитела давали поло­жительную реакцию, а моноклональные - отрицательную, были обусловлены присутствием примеси анти-В§а-антител (анти-НЬАВ7) во всех трех аллоген­ных сыворотках. Поликлональные антитела, инкубированные с эритроцитами MER2+, блокировали связывание моноклональных анти-МЕ112-антител. Это подтверждало ранее полученные данные о том, что поли- и моноклональные антитела реагируют с одними и теми же эпитопами.

Четвертый образец анти-МЕЯ2-антител нашли Verhoeven и соавт. [5] у доно­ра, женщины турецкого происхождения. Она имела 2 беременности, гемотранс­фузий не было.

Несмотря на относительно высокую вероятность аллоиммунизации лиц MER2- (92 % реципиентов MER2- получают кровь MER2+), известно все­го 4 случая обнаружения анти-МЕ112-антител. В 3 из них антитела присутство­вали у больных с хронической почечной недостаточностью, происходивших из одной небольшой этнической группы. На этом основании выказано предполо­жение, что у большинства лиц MER2- указанный антиген отсутствует только на эритроцитах, но имеется на других клетках. Это позволяет объяснить чрезвы­чайную редкость анти-МЕ112-антител. Возможно, у некоторых лиц, входящих в упомянутую этническую группу, имеются гены с делецией аллеля MER2, в свя­зи с чем в организме отсутствует соответствующий антиген. Возникло также суждение о возможной связи ХПН с системой RAPH. Однако какие-либо дан­ные, подтверждающие то или иное предположение, в литературе отсутствуют.