Клиническая картина и патогенез

Укачивание развивается во время поездок в автотранспорте и проходит самостоятельно самое большее в течение суток с мо­мента устранения провоцирующего фактора (рис. 6.1). Раз­вернутой картине укачивания предшествуют дурнота, недо­могание, утомляемость, зевота и бледность, а также легкое го­ловокружение с иллюзией движения окружающих предметов и собственного тела. Вслед за нарастающей бледностью появ­ляются холодный пот, повышенное слюноотделение, гипер­осмия, боли в затылке и чувство распирания в эпигастрии. За­вершают картину центральные нарушения: тошнота, позывы к рвоте, рвота, нарушение координации движений, пассив­ность и неспособность к сосредоточению, апатия и страх смерти (Money, 1970).

Причина укачивания заключается не в чрезмерной стиму­ляции вестибулярного аппарата под действием ускорения, а в непривычном для человека состоянии, когда зрительная, вестибулярная и соматосенсорная афферентации не совпа­дают между собой. Именно теория несоответствия получила наибольшее признание среди всех объяснений причин ука­чивания (Reason, 1978; Dichgans and Brandt, 1978). Согласно этой теории, сигналы, поступающие от разных сенсорных систем, или ожидаемые и фактические сенсорные сигналы противоречат друг другу.

Выделяют различные формы укачивания: автомобильную болезнь (рассогласование зрительной и вестибулярной аф­ферентации), морскую болезнь (непривычное сочетание ли­нейных и угловых ускорений, медленно сменяющих друг друга с частотой менее 1 Гц), оптокинетическое укачивание (имитация движения в автомобиле) и космическую болезнь (несоответствие информации, поступающей от отолитового аппарата, полукружных каналов и зрительной системы при активном движении головой в условиях невесомости).

Течение и принципы лечения

Несмотря на значительные индивидуальные различия в предрасположенности к укачиванию, его может испытать каждый под действием сложных ускорений, например ускорения Кориолиса, создаваемого взаимно перекрестными угловыми ускорениями. Частота укачивания в зависимости от вида транспорта колеблется от 1 до 90%. У пассажиров транс-атлантического рейса при умеренной качке морская болезнь в первый день плавания отмечается примерно в 25—30% случаев, в то время как при передвижении на небольших спасательных плотах или вплавь по течению в надувных спасательных жилетах тяжелая морская болезнь развивается в 80% случаев. В последнем случае шансы на выживание снижаются за счет обезвоживания и потери электролитов. Предрасположенность к морской болезни у женщин выше, чем у мужчин, а у детей и молодых людей выше, чем у пожилых. Дети первого года жизни абсолютно не подвержены укачиванию, по-видимому потому, что участие зрения в динамической пространственной ориентации начинается только с того момента, как ребенок обучается стоять и ходить. Поэтому на детей первого года жизни никак не влияет несоответствие вестибулярной и зрительной во время поездок (Brandt et al., 1976). Укачивание невозможно при утрате функции лабиринта, но сохраняется при слепоте.

Укачивание — острое состояние. Тошнота и рвота появля­ются уже через несколько минут или часов после начала воз­действия провоцирующего стимула и продолжаются не более суток после его устранения. При длительном воздействии провоцирующего фактора (во время морского плавания или космического полета) улучшение наступает в течение 3 дней за счет адаптации, опосредованной центральными механиз­мами.

После длительного плавания, в некоторых случаях, неус­тойчивость и расстройства равновесия сохраняются и на бе­регу. Это так называемая болезнь высадки на берег (mal de debarquement) (Brown and Baloh, 1987; Murphy, 1993). Забо­левание зачастую продолжается месяцами или даже годами, развивается у здоровых людей и рассматривается в рамках психогенного расстройства, эквивалентного фобическому постуральному головокружению (гл. 5).

Наиболее действенная физиопрофилактика укачивания — вестибулярная гимнастика: регулярное дозированное воз­действие провоцирующего фактора. Эффект от такой про­филактики, однако, сохраняется недолго и отличается стро­гой специфичностью, то есть адаптация к морской болезни не спасает от воздушной.

Если вестибулярная гимнастика противопоказана, реко­мендуют во время езды держать голову неподвижно, избегая дополнительных движений, которые в сочетании с движени­ем транспортного средства приведут к воздействию на орга­низм сложных ускорений.

Укачивание особенно часто развивается, если человек находится в транспортном средстве с плохим панорамным обзором или читает на заднем сиденье движущегося автомобиля, то есть ощущает движение, но видит вокруг себя неподвижные предметы. Для профилактики лучше не закрывать глаза и не фиксировать взор на неподвижных предметах, а внимательно следить за движениями транспортного средства (Dichgans and Brandt, 1973; Probst et al., 1982).g.

Вестибулолитические препараты, например дименгидри-нат или скополаминовый пластырь, способны подавлять спонтанную активность нейронов вестибулярных ядер, а также частотную модуляцию активности нейронов при движении тела, снижая тем самым риск укачивания.

Лечение

Методы медикаментозной и физиопрофилактики укачива­ния перечислены в табл. 6.4 и 6.5. Удвоение обычных разовых доз препаратов (дименгидринат, 100 мг; скополамин, 0,5 мг) значительно усиливает угнетающее действие на ЦНС без улучшения переносимости укачивания (Wood et al., 1966). В тяжелых случаях эффективность отдельных препаратов мож­но повысить путем комбинирования Hj-блокатора с симпа-томиметиком, например прометазина, 25 мг, с амфетами­ном, 25 мг (Wood and Graybiel, 1970).