Сочетание гена Я с геном Se приводит к тому, что на эритроцитах присутству­ет вещество Н одновременно с А и/или В в зависимости от того, какой аллель АВО унаследован (табл. 3.13). Если аллель Se по наследству не передается, то ве­щества А, В и Н в секретах практически отсутствуют (обычные невыделители).

 

Гомозиготные комбинации генов h и se проявляются как Н-дефицит и невы- делительство.

Другие варианты гена h способны кодировать синтез вещества Н в неболь­шом количестве. Последнее преобразуется нормально функционирующими А- и В-трансферазами в небольшое количество антигенов А и В, которые можно выявить с помощью адсорбции - элюции.

Распределение группоспецифических веществ А, В и Н у лиц с Н-дефицитом
 

Фенотип

Гены

АВН-вещества на эритроцитах

АВН-вещества в слюне

Выделитель АВН

Я, Se, (АВО) ’

Н (А или В)

Н (А или В)

Невыделитель АВН

Я, sese, (АВО)

Тоже

нет

Oh Indian тип 1

hh, sese, (АВО)

нет

Тоже

Oh Indian вариант

hh, sese, (АВО) r'

Следы Н, А и/или В

"

Oh Reunion тип Afa и Bfa

hh, sese, (ABO)

То же

 

Н-дефицитный выделитель ОО

hh, Se, 00

Следы Н

н

Н-дефицитный выделитель с наличием генов А или В

hh, Se, А или В

Следы А или В

*Н, А или В

Как указывалось выше, у гомозигот hh при отсутствии гена Se вещества Н, А и В в секретах отсутствуют. Эти лица способны образовывать анти-Н-антитела.

При отсутствии гена Я (комбинации: hh, Se, ОО', hh, Se, А или В) синтеза соот­ветствующего группоспецифического вещества на эритроцитах не происходит. В то же время в плазме крови и секретах вещество Н определяется, поскольку Se- специфическая трансфераза присоединяет L-фукозу к цепям-предшественникам типов 1 и 3. Некоторое количество этой Н-субстанции адсорбируется на эритро­цитах, чем и можно объяснить слабоположительные реакции эритроцитов с анти- Н-антителами у обладателей Н-дефицитного фенотипа.

с / Синтезируемые за счет других трансфераз А- и В-подобные вещества так­же могут быть адсорбированы эритроцитами и их небольшое количество может быть обнаружено на указанных клетках.

Наилучшим образом возникновение различных Н-дефицитных фенотипов (Бомбей, пара-Бомбей, Реюнион, Нт) объясняет концепция взаимодействия ген­ных локусов H/h и Se/se. Теоретически у родителей Hh,Sese х Hh, Sese воз­можно рождение детей как с фенотипом Бомбей (hh, sese), так и другими Н-дефицитными фенотипами (hh, Sese; hh, SeSe) с наличием выделительства. В действительности такие сочетания генов чрезвычайно редки. Во-первых, ал­лель h крайне редок. Во-вторых, гены указанных локусов настолько тесно сце­плены между собой, что вероятность рекомбинаций между ними очень мала.

С помощью молекулярно-генетических методов идентифицировано несколько вариантов аллеля h, однако неясно, отличаются ли они между собой в функ­циональном отношении. Некоторые из указанных аллелей способны кодировать синтез незначительного количества вещества Н. Несмотря на многочисленные доказательства независимости локусов Hh и Sese друг от друга, кодируемые ими фукозил-трансферазы обладают перекрестной способностью к гликозили- рованию соответствующих исходных субстратов. Так, //-специфическая транс- фераза, присоединяющая L-фукозу к цепям типов 2 и 4, проявляет тропность в отношении цепей типов 1 и 3. Соответственно ^-специфическая трансфера- за, гликозилирующая цепи типов 1 и 3, захватывает в этот процесс цепи типов 1 и 4. Такая перекрестная активность в ряде случаев лежит в основе следовой экспрессии антигенов А, В и Н на эритроцитах.

Антигены А, В и Н, адсорбированные из плазмы

Большая часть антигенных веществ А, В и Н синтезируется в процессе эри­трогенеза за счет активности соответствующих трансфераз. Вместе с тем неко- тороее количество указанных группоспецифических субстанций эритроциты адсорбируют из плазмы. Гликосфинголипиды, присутствующие в плазме и не­сущие вещества Н, А или В, могут встраиваться в мембрану эритроцитов.

Renton и Hancock в 1962 г. обнаружили, что эритроциты группы О, перели­тые реципиенту с группой А, приобретают А-антиген. Указанные эритроциты реагировали с антителами анти-А,В и лектином анти-Aj из Dolichos biflorus. С сывороткой анти-А лиц группы В эти эритроциты не реагировали. Авторы уста­новили, что антитела анти-А,В взаимодействуют с детерминантами, располо­женными на цепях типа 1 и 2, в то время как лектин распознает антигенную де­терминанту, локализованную на цепях типа 2. Подобную картину наблюдали в экспериментах с эритроцитами Oh. После контакта с гликолипидной фракцией плазмы лиц О Le(a-b-) выделителей эритроциты Oh приобретали способность агглютинироваться антителами против цепей 1Н-типа, но не агглютинирова­лись анти-Н-антителами, присутствующими у лиц Oh, а также анти-Н-лектином из Ulex europaeus. Очевидно, что антитела анти-Н, имеющиеся у лиц О., подоб­но анти-Н-лектину из Ulex europaeus, распознают А-антигенную детерминанту на цепях 2Н-типа.

Лимфоциты приобретают антигены Н, А и В из плазмы. Эти антигены встра­иваются в мембрану химическим путем в виде гликосфинголипидов, вырабаты­ваемых секреторными клетками. Существует и другое суждение: все групповые АВО-антигенные детерминанты, присутствующие в этх клетках, пассивно ад­сорбированы ими из плазмы. Изогемагглютинины, нередко содержащиеся в ти- пирующих анти-НЬА-сыворотках, могут реагировать с АВО-антигенами лим­фоцитов, адсорбированными из плазмы, и искажать результаты лимфоцитоток­сического теста.

На тромбоцитах антигены Н, А и В появляются за счет не только адсорб­ции указанных субстанций из плазмы, но и собственного синтеза. Тромбоциты лиц А2 несут меньше антигена А по сравнению с людьми, имеющими под­группу Аг