Биотехнология предполагает производство новых ле­карственных препаратов с использованием различных биологических процессов. В частности, биотехноло­гии позволяют выращивать клеточные культуры на основе клеток лекарственных растений. Такие препа­раты по своим свойствам близки к полученным из натурального сырья. Также хорошо известно свойство ряда грибков и бактерий вырабатывать в процессе жизнедеятельности биологически активные вещества с бактериостатическими или бактериолитическими свойствами.

В последнее время все чаще применяется на практике такое направление биотехнологии, как генная инже­нерия, позволяющая переносить человеческие гены в бактерии (клонирование). В результате новая бакте­риальная культура начинает продуцировать вещества, аналогичные тем, которые вырабатываются здоровым человеческим организмом. По данной технологии создан ряд вакцин, гормонов и интерферонов. Ярким примером может служить пересадка гена, который отвечает за выработку инсулина, непатогенному микроорганизму — кишечной палочке (Е. coli), что позволило получать в промышленных масштабах человеческий инсулин.

В ряде случаев возникает необходимость создания лекарственных средств, действие которых обусловлено особенностями их метаболизма при введении в челове­ческий организм. В частности, известно, что основной причиной развития паркинсонизма является дефицит нейромедиатора дофамина в экстрапирамидной системе мозга.

Разумеется, для лечения данного заболевания было бы логичным применять экзогенный дофамин для возмещения дефицита эндогенного дофамина, и такие попытки были предприняты. Однако в ходе клиниче­ских испытаний достаточно быстро выяснилось, что экзогенный дофамин в связи с некоторыми особенностя­ми его химического строения не может преодолевать гематоэнцефалический барьер. Выходом из создав­шейся ситуации стало создание препарата леводопа, который в отличие от «обычного» дофамина достаточно легко минует гематоэнцефалический барьер и мета-болизируется (декарбоксилируется) непосредственно в ткани мозга; продуктом метаболизма и становится дофамин.

Примером создания комплекса «вещество носитель — биологически активное вещество» является полусин­тетический пенициллин третьего поколения — би-кампициллин, не проявляющий противомикробной активности, но практически полностью (на 90—99%) всасывающийся в кишечнике. Его создание было вы­звано острой необходимостью; известен тот факт, что полусинтетический антибиотик ампициллин плохо вса­сывается в желудочно-кишечном тракте (не более 30—40% от введенного объема).

Для увеличения биодоступности ампициллина и был создан бикампициллин, который попадая в кровоток в течение 30—45 мин метаболизируется (гидролизуется) о ампициллина.

Что касается лабораторных животных, то изучение биологической активности фармакологических препа­ратов проводят как на здоровых животных, так и в так называемых «модельных экспериментах». Так, при рабо­те над антиаритмическими препаратами используются модели нарушений сердечного ритма, а антигипер-тензивные препараты испытываются на спонтанно гипертензивных лабораторных крысах. Для этого спе­циально была выведена линия животных с врожденным повышенным артериальным давлением.