В годы Великой Отечественной войны огромное количество аналитических лабораторий и аптек было уничтожено, погибли и многие талантливые фармацев­ты; восстановление бесперебойного обеспечения людей лекарственными средствами оказалось довольно слож­ной задачей. Однако, несмотря на огромные трудности, уже к 1946 г. в стране насчитывалось больше аптек, нежели в довоенный период.

В годы войны увеличивалось количество фабрик по производству фармацевтической продукции, поскольку того требовали нужды фронта. Так как требовалось совершенствование системы контроля над качеством продукции, потребовалась и значительная реоргани­зация системы. Были проведены уточнения функций и расширены права отделов технического контроля.

В 1951 г. был введен обязательный анализ всех медицинских препаратов, которые поступали на склады, вне зависимости от результатов анализов, проведенных непосредственно в заводских условиях. Спустя еще 5 лет ввели дифференцированный режим контроля за качеством лекарственных средств; он претерпел некоторые изменения в 1963 г. Упомянутый режим предусматривал строгий контроль всех лекарственных препаратов от момента начала выпуска в течении двух лет; ядовитые растворы и препараты в ампулах и флаконах проверялись особенно строго (посерийно), а остальные вещества — выборочно.

Вплоть до 1962 г. контроль за качеством фармаколо­гической продукции находился в ведении Инспекции по контролю за качеством медицинской продукции. Данная Инспекция занималась, в том числе, и контро­лем за импортной продукцией, и препаратами, которые экспортировались из нашей страны. Инспекция была реорганизована в «Государственную инспекцию по кон­тролю за качеством лекарственных средств и изделий медицинской техники Министерства здравоохранения СССР». Данная система контроля просуществовала без малого три десятилетия и наглядно доказала свою эффективность. Система носила ведомственный ха­рактер и была ориентирована на централизованное распределение лекарственных препаратов, контроль за качеством которых осуществлялся на всех этапах. Это снижало до минимума вероятность продажи через розничную сеть недоброкачественной продукции.

Отдельного внимания заслуживает контроль за ка­чеством медицинских препаратов, которые по тем или иным причинам закупались за рубежом. Импортные лекарственные средства контролировались не так, как отечественные. Они проходили предварительный кон* троль на центральных базах ГАПУ МЗ (три партии), а объем дальнейшего контроля различался по группам лекарственных средств и проводился выборочно. При этом учитывались такие показатели, как стерильность и пирогенность. После поступления непосредственно на аптечные склады все фармакологические препара­ты подлежали посерийному контролю внешнего вида согласно НД.

Так как существенная часть фармацевтических пре­паратов в определенное время приготовлялось непосред­ственно в аптеках, возникла необходимость в разработке и введении особой системы внутриаптечного контроля, который будет включать как превентивные меропри­ятия, так и все виды контроля. Проверка качества лекарственных препаратов в аптечных пунктах про­водилась врачами-провизорами самих аптек и КАнЛ, которые руководствовались изданным приказом от 30.04.85 г. №582.

Вопросы контроля над качеством лекарственных препаратов с каждым годом приобретают все боль­шее значение, особенно с переходом нашей страны на «рыночные рельсы». К началу 90-х гг. в нашей стране была сформирована совершенно новая систе-* ма контроля, целью которой являлась безопасность и эффективность лекарственных средств в условиях рыночных отношений.

Далее, пройдя сложный путь развития, в нашей стране сложилась единая и многоуровневая система по контролю за качеством фармакологических препаратов. В целях дальнейшего совершенствования и усиления контроля в Российской Федерации была организова­на контрольно-разрешительная система обеспечения качества лекарственных средств, которая утверждена приказом Министерства здравоохранения России от 02.09.93 г. Непосредственные контролирующие функции на местах выполняются 165 ЦККЛ.