16.  Какие меры необходимы у новорожденного со spina bifida?

Прежде всего необходим тщательный неврологический осмотр для оценки уровня поражения спинного мозга и спинномозговых корешков, включая исследо­вание функции кишечника и мочевого пузыря. Краниальная нейровизуализация (ультразвук, КТ, МРТ) показана для исключения других часто встречающихся патологических состояний ЦНС. Рентгенография позвоночника оценивает протя­женность костного дефекта.

Немедленно после рождения грыжевой мешок должен быть обложен стериль­ными марлевыми салфетками, пропитанными солевым раствором. Ребенка следует транспортировать в специализированный центр, тщательно следя за сохранностью грыжевого мешка.

17.  Какие осложнения часто обнаруживаются при менингомиелоцеле на пояснично-крестцовом уровне?

  • 1.  Аномалия Арнольда-Киари II типа, которая приводит к гидроцефалии
  • 2. Инфекции ЦНС (встречаются часто и бывают тяжелыми).
  • 3. Почечная недостаточность вследствие хронических и рецидивирующих инфекций мочевых путей и обструктивной уропатии.
  • 4.  Эпилептические припадки.
  • 5. Прогрессирующие спастичность и парезы в нижних конечностях, нарушение функции кишечника и мочевого пузыря, прогрессирующий сколиоз, нарастающие боли в пояснице и ограничение подвижности позвоночника при синдроме жесткой терминальной нити.

18.  Как классифицируют аномалию Арнольда-Киари?

I тип. Характеризуется смещением вниз мозжечка и удлинением продолговато­го мозга с нисхождением миндалин мозжечка через большое затылочное отверстие.

II  тип. Связано с миеломенингоцеле на пояснично-крестцовом уровне и другими многочисленными аномалиями развития нервной системы.

  • 1.  Маленькая задняя черепная ямка.
  • 2.  Смещение миндалин мозжечка вниз через большое затылочное отверстие.
  • 3.  Удлинение и истончение продолговатого мозга.
  • 4.  Клювовидная изогнутость пластинки четверохолмия.

Рис. 24.2. А—Срединное сагиттальное Т,-вэвешеинос MPT изображение головного мозга без контрастирования. Мальчик 6 месяцев с аномалией Арнольда- Киари II типа. Обратите вни­мание на смещение вниз миндалин мозжечка через большое затылочное отверстие до уровня позвонка С2 и связанная с ней обструктивная гидроцефалия. Б — Срединное сагиттальное Т,-взвешенное МРТ изображение поясничио-крестцового отдела позвоночника без контрас­тирования: менингомиелоцеле на тораколюмбалыюм уровне, связанное у мальчика с анома­лией Арнольда-Киари на рис. А. Обратите внимание на кифоз, отсутствие задних элементов позвонков, плохо сформированный спинной мозг на уровне дефекта. Выше дефекта в спин­ном мозге выявляется маленькая полость

Гидроцефалия.

  1. Сирингомиелия, редко сирингобульбия.
  2. Переплетение извилин вдоль межполушарной щели.

III   тип. Энцефалоцеле в затылочной области с внедрением тканей мозжечка в грыжевой мешок.

IV   тип. Изолированная гипоплазия мозжечка, не связанная с другими анома­лиями развития нервной системы.

19.   Перечислите основные аномалии развития коры головного мозга.

  1. Лиссэнцефалия
  2. Голопрозэнцефалия
  3. Шизэнцефалия
  4. Полимикрогирия
  5. Пахигирия
  6. Синдром удвоения коры (ламинарная гетеротопия)
  7. Перивентрикулярная узловая гетеротопия
  8. Фокальная дисплазия коры

20.    Что такое синдром Дауна?

Хромосомная аномалия, характеризующаяся трисомией по 21-й хромосоме. Характеризуется выраженной мышечной гипотонией в раннем детском возрасте, ги­пермобильностью суставов, умственным недоразвитием, брахицефалией с плоским затылком, раскосыми глазными щелями, поздним закрытием родничков, уплощенной переносицей, складками эпиканта, пятнистостью радужки (пятна Бруш-фильда), помутнением хрусталика, маленькими ушами, гипоплазией зубов, ко­роткой шеей, брахидактилией с клинодактилией пятых пальцев, обезьяньими складками с дистальным аксиальным трирадиусом, широким промежутком меж­ду первым и вторым пальцами ног, врожденным заболеванием сердца (40%) и ги-погонадизмом.

21. Что подразумевают под термином <ограничение способности к обучению»-?

Ограниченная способность к обучению констатируется, когда у ребенка с нор­мальным общим интеллектом выявляются трудности в приобретении навыков, не­обходимых для выполнения специфических когнитивных задач. Наиболее распро­страненным примером ограниченной способности к обучению является дислексия, характеризующаяся затруднениям и при обучении чтению, несмотря на адекватное преподавание, сохранный интеллект и социально-культурные предпосылки.

22. Ребенок школьного возраста направлен для исключения абсансов из-за постоянного vмечтательного» состояния и ухудшающихся оценок в школе. Мать и учителя рассказывают о неспособности к длительной концентрации внимания на занятиях (но не при просмотре телевизора или занятиях видео­играми), легкую отвлскасмость, импульсивность, необходимость постоян­ного контроля для полного выполнения домашнего задания, безрассудное, рискованное поведение и постоянную физическую активность («как будто внутри постоянно работает мотор»). Назовите наиболее вероятный диагноз. Это обычные симптомы дефицита внимания с гиперактивностью. У некото­рых детей отмечается только дефицит внимания без гиперактивности. Больные дети способны поддерживать внимание лишь в течение очень короткого промежут­ка времени и просто физически не способны концентрировать внимание более чем в течение нескольких минут, на любой активности, за исключением той, что специ­ально привлекает внимание или доставляет удовольствие. Их постоянная отвлекаемость и мечтательность могут быть ошибочно приняты за абсансы.

23.  Каковы клинические проявления детского аутизма?

  1. Проявляется начиная с конца первого года жизни.
  2. Регресс социального и речевого развития, относительный недостаток об­щения.
  3. Двигательное развитие, как правило, не нарушено.
  4. Очень ограниченное взаимодействие с другими людьми.
  5. Раздражение даже при любом изменении окружающей обстановки, напри­мер при изменении порядка книг на полке.
  6. Повторяющееся самостимулирующее поведение, заключающееся в раска­чивании, биении головой о стену или стол, вращении на одном месте, хлопании ру­ками перед лицом.
  7. Ограниченный спектр интересов и деятельности.

Назад в раздел