Особое место занимает ситуация, когда  бригада скорой помощи прибыла в больницу для  перетранспортировки больного.  Будем называть вещи своими именами.  Иногда  врачи стационара оформляют перевозку,  преследуя  цель «избавиться от  тяжелого больного».  Тогда в  направлении   могут быть указаны  данные, мягко говоря, не соответствующие действительному состоянию больного, а  попросту -  ложные.  Расчет, очевидно, делается на то, что врач, а тем более фельдшер, приехавший за больным, постесняется  перепроверить  данные стационара.  И если   такой вызов достанется вам,  вы должны ясно представлять, что с того момента, как вы примете больного, ответственность  за него несете  ВЫ!  Поэтому, перед тем, как взять больного  в машину, вы должны выяснить  у больного жалобы, краткий анамнез приступа,  измерить артериальное давление, сосчитать частоту пульса и число дыханий. (И все это должно быть отмечено в карте вызова. Качество заполнения карты на «перевозку» должно быть ничуть не хуже, чем карта первичного вызова). На замечание врача приемного  отделения: «Что, вы мне не доверяете?» можно не ответить, продолжать делать свое дело, а можно спокойно объяснить, что  вы отвечаете за больного, поэтому вы  должны знать,  в каком состоянии он находится. Разумеется,  такие разговоры не должны вестись  в присутствии  больного.  Если вы, оценив все полученные  данные, учтя жалобы, клиническую картину (некупированный болевой приступ, отек легких,  систолическое  артериальное давление ниже 90 мм рт. ст. или выше 220 мм,  частый пульс, свыше 150 уд. в 1 мин., или реже 50 уд. в 1 мин.,  нарастающая бледность лица, появление зевоты, холодный  липкий пот, артериальное давление не определяется) –  все перечисленные показатели определяют нетранспортабельность больного, и вы решите, что больного перевозить нельзя, вы заявите, что больной к транспортировке не готов. Точно так же  следует расценивать  травматологического больного, например, при  перевозке его из травмпункта в  стационар, если  он не обезболен, недостаточно зашинирован и т. д.   Во всех  перечисленных случаях  врач (фельдшер) скорой помощи  вправе заявить, что «больной к транспортировке не готов, я его не повезу». Если в приемном отделении находится только сестра и она не согласится с вами, потребуйте прихода врача.  Конечно, ситуация непростая,  возможны  уговоры,  аргументация в пользу вашего опыта, знаний и т. д.

Еще  более ситуация  осложняется, если за больным приехал фельдшер,  он не всегда готов спорить с врачом.  Но, тем не менее,  вы должны проявить стойкость, уверенность в своей правоте, конечно, подкрепленную знанием  стандарта, еще раз помня о том, что за больного будете отвечать вы.  В крайнем  случае, призовите на помощь  старшего врача.  Вы излагаете  обстановку  (не при больном!)  и действуете по его указаниям.  В случае если  больного вы не взяли,  подробную аргументацию вы изложите в карте вызова.

В. А. Фиалко приводит такой пример:

«Фельдшер СМП  получил вызов на перевозку больной  А. 16 лет, из  психиатрической больницы  в хирургический стационар  с диагнозом, указанным в карте вызова: Обострение язвенной болезни желудка, язвенное кровотечение.  В приемном покое  дежурный врач вручил ему направление на госпитализацию, где были указаны цифры  АД – 85/60 мм рт.. ст., ч.с.с – 110 в мин. Бледность, низкое АД и тахикардия  вызвали у фельдшера сомнения  в транспортабельности больной. Но дежурный врач заверил его, что состояние больной удовлетворительное, так как  ее рабочее АД – 90/70 мм, и потребовал немедленной госпитализации. В пути больная  потеряла сознание, АД упало до 60/40 мм. рт.ст., пульс стал нитевидным. Введен сульфокамфокаин в/м – 2,0. В связи с ухудшением состояния больной  фельдшер принял решение вернуться обратно в психиатрическую больницу, хотя  находился недалеко от хирургического стационара. На обратном пути больная скончалась, в приемный покой был доставлен труп.   При оформлении карты вызова  фельдшер скрыл, что смерть наступила в санитарной машине, указав в графе «диагноз», что это был вызов к трупу.

Описанный случай  представляет пример сочетания серии грубых  тактических и лечебных ошибок, допущенных фельдшером СМП:

а. Нетранспортабельная больная  госпитализировалась  из приемного  покоя без согласования со старшим врачом  скорой помощи,

б. Нарушен порядок госпитализации больных в ближайший стационар  при ухудшении состояния или наступлении клинической смерти  в машине СМП.

в. Неадекватно оказана экстренная помощь  больной при геморрагическом шоке.

г. Грубо нарушены правила оформления медицинской документации (внесены заведомо ложные данные в карту вызова).

 

Похожие материалы