В  Киевской Руси  в XI – XII веках  развивалась высокая самобытная культура.   Одновременно с общей культурой стала развиваться и медицина.  В  крупных  торговых ремесленных центрах  появилась профессия «ЛЕЧЦА».  Слово  врач, известное в  русском языке уже  в XI  веке, происходит от слова  «ВРАТЬ».  Но тогда оно  означало не лгать, а говорить.  Врач – это человек, умеющий заговаривать,  лечить силой слова.  Заимствованная  из Византии православная религия  повлияла и на развитие древнерусской  медицины.  В период войны  русского народа  с монголо-татарскими поработителями заявила о себе монастырская медицина,  основанная по примеру  Византии.  Врачи-монахи  лечили больных, оказывая помощь не только знати, но и простым  киевлянам и приходящим богомольцам.  Излеченных богомольцев на некоторое   время оставляли  при монастыре, чтобы они могли «отработать»  за оказанную им помощь.  Но если врачи лечили за плату, то в случае неудачи  расправа могла быть жестокой, вплоть  до смертной казни.     В 1700 году  боярин Салтыков  умер после лечения  слугой  Алексеем  Каменевым, который дал  своему господину  большую дозу ядовитого снадобья.  По требованию Аптекарского приказа  была произведена экспертиза трупа, затем вышел указ  «О наказании  незнающих медицинских правил  и по невежеству в употреблении  медикаментов,  причиняющих смерть больному». Ответственность врача за  неблагоприятный исход лечения   была узаконена Петром I в Морском  уставе.

В XIX веке  вопросам медицинской деонтологии  большое внимание уделяли  преподаватели  Медико-хирургической академии в Петербурге  и Московского   университета.  Крупнейший клиницист  первой трети XIX  века  М. Я. Мудров   учил врачей быть скромными  и внимательными,   с любовью  относится к  больным.  Ему  принадлежат  замечательные  слова:  «Во врачебном  искусстве  нет врачей,  окончивших свою науку»

Анализируя клятву Гиппократа, он пришел к выводу, что она  может быть кодексом поведения для врача и в России. В Москве  в 40 – 50 годы  19 века этическим воспитанием молодых врачей   занимался Ф. И. Иноземцев. На свои средства он организовал «Московскую медицинскую газету», в которой  освещались проблемы  морального  воспитания русских врачей.  Он же организовал  в Москве  Общество русских  врачей, где  обсуждались вопросы  врачебной деонтологии.  Его стараниями  в Москве была открыта  поликлиника (под эгидой Общества),  где  лечили бесплатно всех.

Придавая значение  возрождению нравственных устоев российского врача,  Министерство здравоохранения  Российской Федерации и Министерство науки, высшей школы России в 1992 году опубликовали «Обещание врача России», в основу которого  были положены  тексты знаменитой древней «Клятвы Гиппократа». Это  первый документ после 1917 года, призванный  возродить  нравственные,  общечеловеческие ценности  (см. приложение 2).

Иногда задают вопрос,  почему величественное, торжественное  слово «клятва» было заменено  менее  впечатляющим, менее обязывающим  словом «обещание»? Думается, ответ  связан с последствиями  коммунистической  идеологии, для которой  слово «клятва» уж больно  носило религиозный оттенок.  А слово «обещание» как-то привычнее, хотя, по моему мнению, «души» в нем меньше.