Антитела анти-Ch обнаружили Harris, Tegoli, Swanson и соавт. в 1967 г. [40]. Все образцы сывороток анти-Ch, имевшихся в распоряжении авторов, были получены от реципиентов, которым производили гемотрансфузии. Шесть из 7 сывороток со­держали моноспецифические анти-СЬ-антитела. Авторы квалифицировали их как нечеткие из-за низкой авидности положительных реакций. Выраженность антиге­на, открываемого антителами анти-Ch, сильно варьировала. В некоторых случаях слабоположительные пробы трудно было отличить от отрицательных. Пробы с ад­сорбцией антител на эритроцитах также не давали стабильных результатов.

Позднее Middleton и Crookston [54] обнаружили, что активность анти-Ch-антител ингибируется плазмой крови, полученной от лиц Ch+. Плазма лиц Ch-aHTH-Ch-антитела не ингибировала.

Atkins [1] отметил, что выраженной ингибирующей способностью обладает плазма лиц и со слабоэкспрессированным на эритроцитах антигеном Ch. Таким образом было показано, что реакция нейтрализации специфических анти-Ch-антител плазмой исследуемого лица более приемлема для определения антиге­нов Chido, чем прямая реакция гемагглютинации.

Eolthan [56] и Swanson [87] установили, что эритроциты Ch- можно преоб­разовать в Ch+ путем инкубации в плазме лиц Ch+, что еще раз подчеркивает происхождение этого антигена из плазмы.

В 1976 г. Longster и Giles [47] описали aHra-Rg-антитела, напоминавшие анти-Ch. Они выявляли антиген, имевший частоту приблизительно 97 %, ингибирова-лись плазмой от лиц Rg+. Экспрессия антигена, подобно Ch, также варьировала в широких пределах. Около 3 % обследованных имели фенотип Ch-Rg- Оказалось, что этот фенотип ассоциирован с наличием у таких лиц антигена HLA-B8 системы HLA (Giles и соавт. [32], James и соавт. [43]). Ген Rg наследовался кодоминантно.

Образцы плазмы лиц Rg+ проявляли неодинаковую активность в реакции ингибиции специфических антител. Как было установлено Giles и соавт. [22, 23, 24], Nordhagen и соавт. [62, 63, 64], неполная ингибиция антител обусловле­на присутствием в сыворотках нескольких разновидностей антител анти-Ch и анти-Rg. Использование стандартизированных реагентов давало более удовлет­ворительные результаты (Lomas и соавт. [46], Rittner и соавт. [76]).

Особенностью антител системы Chido/Rodgers является их низкая авид-ность в реакции с нативными эритроцитами, даже если антитела имеют высо­кий титр. Эритроциты, предварительно сенсибилизированные комплементом в растворе сахарозы, приобретают способность непосредственно агглютиниро­ваться указанными антителами. Этот методический прием часто используют при фенотипировании по Chido/Rodgers и скрининге антител этой системы.

При установлении специфичности антител большое значение придают те­стам на ингибицию активности антител смесями сывороток от нескольких лиц. Для ее проведения достаточно 30-минутной экспозиции тестовой сыворотки с исследуемой смесью при комнатной температуре (Issitt, Anstee [42]). Далее ак­тивность антител исследуется повторно с эритроцитами, сенсибилизированны­ми комплементом. Исчезновение активности указывает на присутствие антиге­нов системы Chido/Rodgers.

Практически все сыворотки анти-Rg содержат антитела анти-Rg 1 и анти-Rg2. Все сыворотки анти-Ch содержат анти-Ch 1-антитела, которые часто оказы­ваются моноспецифическими (Giles и соавт. [22,23, 33]).

Частота антител в анти-СЬ-сыворотках составила: анти-СЬ4 - 75 %, анти-Ch2 - 25 %, aHTH-Ch5 - 16 %, анти Ch3 - 10 %.

Обнаружено всего по два образца сывороток с антителами анти-СЬб и анти-WH.

Антитела анти-Ch обычно находили у лиц с нулевым фенотипом -Ch:—1,-2,-3,-4,~5,~6. Антитела анти-Rg присутствовали у индивидов Rg:-l,-2.

Описаны анти-С112 + СЬ5-антитела у человека, имевшего фенотип Ch: 1,-2,3,4,-5,6 (Giles и соавт. [33]). Ahth-C1i2+СЬ4-антитела найдены у инди­вида Ch: 1,-2,3,-4,5,6 (Fisher и соавт. [21]), анти-Ch 1-антитела - у лица группы Ch:-l,-2,-3,-4,5,6 (Poole и соавт. [71]). Комбинированные anra-Chl+Ch3+Ch4-антитела присутствовали у индивида Ch:~l,-2,-3,-4,5 (Poole и соавт. [71]).

В сыворотках крови лиц Ch-Rg- (С4-дефицитных) найдены антитела, ко­торые отличались от всех других антител системы Ch/Rg (Giles, Swanson [36]).

В двух сыворотках анти-Rg, содержавших антитела анти-Rg 1 и aHTH-Rg2, были найдены сопутствующие антитела, открывающие антигенные детерминанты на р-цепях компонента С4 (Robson и соавт. [77]). Антитела не удалось отделить путем адсорбции от aHTH-Rg2, что указывает на определенную связь между антигеном Rg2 и антигенами (3-цепи С4.                                                                                                           

К настоящему времени получено большое количество мышиных моноклональных антител к С4-компоненту комплемента человека. Некоторые из них обладают специфичностью анти-Ch 1, анти-Rg 1 и анти-СЬЗ