Антитела анти-ЛсЗ вырабатываются у лиц Лс(а-Ь-) и представляют собой несепарируемые анти-ЛсаЬ-антитела. Они полностью адсорбируются эритроци­тами как Лс(а+Ь-), так и Jk(a-b+) (Pinkerton и соавт. [77]). Описано много об­разцов антител указанной специфичности (Yokoyama и соавт. [Ill], Агсага и со­авт. [4], Woodfield и соавт. [108], Kuczmarski и соавт. [43], Marshall и соавт. [52], Pierse и соавт. [74], Day и соавт. [11], Smart и соавт. [97], Oliver и соавт. [68]), тем не менее их относят к редко встречающимся.

Сыворотки анти-ЛсЗ наряду с анти-ЛсаЬ-антителами иногда содержат чистую анти-Лса- или анти-Лсь-фракцию (Pinkerton и соавт. [77], Pierse и соавт. [74]).

Анти-ЛсЗ-антитела образуются иногда у лиц Jk(a-b+) (Woodfield и соавт. [108], Okubo и соавт. [67]). В литературе имеется единственное описание ан­тител анти-ЛсЗ естественного происхождения, которые были найдены у мужчи­ны Лс(а-Ь-), не получавшего гемотрансфузии, и относились к IgM. Его сестра, также Jk(a-b-), имела 7 беременностей, однако антител не выработала (Агсага и соавт. [4]).

Анти-ЛсЗ-антитела относятся к IgG (Woodfield и соавт. [108], Kuczmarski и соавт. [43], Heaton, McLoughlin [28]) и вызывают гемолиз эритроцитов in vz-tro, если в пробы добавлена свежая сыворотка крови (Yokoyama и соавт. [111]). Они обусловливают тяжелые гемолитические посттрансфузионные ре­акции немедленного (Issitt и соавт. [39]) и замедленного типа (Woodfield и соавт. [108], Marshall и соавт. [52], Day и соавт. [11]). Однако у большинства новорож­денных, родившихся от матерей, имевших анти-ЛсЗ-антитела, ГБН не развивалась, хотя эритроциты детей давали положительный результат в прямой антиглобули­новой пробе. В отдельных случаях состояние новорожденных корригировали фо­тотерапией (Woodfield и соавт. [108], Kuczmarski и соавт. [43], Pierse и соавт. [74], Smart и соавт. [97]).

Ellisor и соавт. [18], О'Day [66] описали у 2 беременных аутоантитела со специфичностью анти-ЛсЗ. В одном случае (Ellisor и соавт. [18]) наблюдали клинические проявления гемолитической анемии. Сыворотка женщины содер­жала фракцию антител, напоминавших анти-Лсь.

Issitt и соавт. [39] выявили аутоантитела анти-ЛсЗ у 85-летней русской женщи­ны, страдавшей миелофиброзом и вторичной карциномой толстой кишки, ослож­нившейся кровотечениями. У больной имело место преходящее изменение фено­типа Jk(a+b-) на Лс(а-Ь-) в момент, когда были обнаружены антитела. Последние вызвали тяжелую гемолитическую посттрансфузионную реакцию. Элюаты с эри­троцитов больной не содержали антител против антигенов Jka и Jkb. Через 5 не­дель после трансфузионной реакции на эритроцитах больной выявили слабовы-раженный антиген Лса, ее сыворотка содержала антитела анти-Лсь и слабые анти-ЛсЗ. Через год эритроциты больной снова стали Лс(а-Ь-), но антитела анти-ЛсЗ в сыворотке крови отсутствовали. Спустя еще год больная имела нормальный фе­нотип Лс(а+Ь-), антител против антигенов Jkb и ЛсЗ в сыворотке крови не было.