Аномалии психического развития слабовидящих людей - Портал о скорой помощи и медицине
Напишите нам

Поиск по сайту

Наш блог

Как получить сильные, подтянутые ноги без приседаний и выпадов

Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления...

Создана программа предсказывающая смерть человека с точностью 90%Смерть научились предсказывать

Ученые из Стэнфордского университета разработали...

Зарплата врачей в 2018 году превысит средний доход россиян в два разаЗП докторов

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла...

Местная анестезия развивает кардиотоксичностьАнестетики вызывают остановку сердца

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения...

Закон о праве родителей находиться с детьми в реанимации внесен в ГосдумуРебенок в палате

Соответствующий законопроект внесен в палату на...

Стоимость дешевых лекарств может вырасти на треть!

Дешевые лекарственные препараты, в скором времени, могут...

Правительство РФ хочет следить за хирургами во время операцийСъемка во время операции

Российские законотворцы всерьез рассматривают...

Наши ученые разработали новый метод лечения рака

В Калужской области провели первую операцию методом...

Граждане РФ получат оплачиваемый рабочий день для диспансеризацииДень оплачиваемого отпуска для деспансеризации

Новый закон предложен к рассмотрению депутатами Госдумы....

Впервые суть дефекта и связанные с ним аномалии психического развития были изучены Л. С. Выгот-|Ц ским. Согласно его наблюдениям, структура дефекта, а также соотношение первичного и вторичного дефектов и их влияние на психику находятся в сложной

зависимости. В частности, его работы посвящены куль­турному развитию слепых и слабовидящих детей. Вот, что пишет на эту тему сам ученый: «Основной отличи­тельной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция, несовпадение, рас­хождение обоих планов развития, слияние которых характерно для развития нормального ребенка. Оба ряда не совпадают, расходятся, не образуют слитного, единого процесса. Пробелы и пропуски в одном ряду вызывают в другом ряду иные пробелы и в иных местах. Обходные пути культурного развития создают особые, как бы нарочито построенные в эксперимен­тальных целях формы поведения».

Упоминая об обходных путях развития, в частности, культурного развития слепых детей, Л. С. Выгод­ский в качестве примера приводит использование шрифта Брайля, который сделал доступными для слабовидящих и слепых письмо и чтение.

Что касается дефекта, то любой, будь то физиче­ский дефект или психический, в результате которого нормальное развитие личности нарушается, ведет к автоматическому включению функций компенса­ции организма. Здесь компенсация рассматривается в качестве универсальной способности приспособле­ния организма, частично возмещающей утрату или нарушение функций зрения.

Тем не менее, слабовидение и, тем более, слепо­та относятся к категории особо тяжелых дефектов, и компенсация их не может быть полной. Это зна­чит, что нормальная жизнедеятельность индивида возможна лишь в биологическом плане: компенсация слабовидения и слепоты — явление биосоциальное, представляющее собой синтез социальных и биологи­ческих факторов.

Это интересно

Человек со слабым зрением или вовсе незрячий может реализовать свои возможности и най­ти применение своим способностям и силам, если зайдет на один из социальных порталов, посвященных проблемам зрения. В наши дни технический прогресс идет семимильными шагами, и ни для кого не секрет, что ключом к получению престижной и высоко оплачивае­мой работы считается умение пользоваться компьютером. Разумеется, компьютер — не панацея, однако применение его в самых раз­личных областях человеческой деятельности с каждым годом все расширяется. Социальные порталы предлагают слабовидящим людям помощь в освоении компьютера, что дает возможность им успешно реализовать себя в обществе. Безусловно, это не единственное условие, но одно из главнейших.

Физиологические механизмы компенсации иссле­довали такие видные ученые, как П. К. Анохин и И. П. Павлов. Принципы, сформулированные ими, оказались основой всей теории компенсации. В част­ности, исследования Анохина привели к следующим выводам: рефлекторный характер любых компенса­торных перестроек базируется на общих принципах возмещения дефектов. Кроме того, в зависимости от локализации и характера дефекта компенсаторные механизмы работают по единой схеме и подчинены единому принципу.

Однако психика слабовидящих и слепых не столь сильно отличается от психики людей, видящих нор­мально. Тем не менее, она обладает некоторыми особенностями из-за огромной роли зрения в процессе контроля за деятельностью и отражения действитель­ности. Глубокие нарушения или полное выпадение зрения сильно сказываются на активности человека. В том случае, если имеются серьезные нарушения зрения, человеку трудно ориентироваться в простран­стве.

Ученые объясняют данное явление тем, что ак­тивность человека зависит не только от желания узнать, что его окружает, но и от внешних факто­ров, способствующих возникновению познавательной деятельности. Число такого рода воздействий на слабо­видящих и слепых резко снижено из-за расстройства зрительной функции. Это ограничивает передвижение слабовидящего в пространстве.

Наиболее четко снижение активности выражено в дошкольном и младшем школьном возрасте. Однако, учитывая исследования Л. С. Выготского, развитие личности при этом идет обходным путем, поэтому всегда имеется возможность нейтрализовать данный неблагоприятный фактор, сведя к минимуму его влияние на слабовидящего ребенка.

Специальное воспитание должно быть направле­но на стимулирование активности, что задействует специальные анализаторные системы. А это, в свою очередь, даст направление развитию психики слабо­видящих и слепых детей, максимально приближенное к развитию детей, видящих нормально.

Тем не менее, тифлопедагогическая литература упоминает об отличии развития психики слабовидя­щего или незрячего ребенка от нормального. В общем, все сводится к тому, что целый ряд тонких пси­хических процессов напрямую зависит от тяжести дефекта. А часть психических функций определяются характером патологии. Однако структурные компо­ненты, такие как убеждения, мировоззрение и мораль от глубины дефекта не зависят, так как состояние зрения определяет не конечный результат процесса, а его динамику.

Из этого можно сделать вывод, что дефект — это психологический или физический недостаток, неиз­бежно влекущий за собой отклонения от нормы, в частности отклонение в развитии. Врожденный или приобретенный дефект принято относить к разряду первичных соматических дефектов, способствующих развитию вторичных функциональных нарушений. Последние же оказывают негативное воздействие на развитие многих психологических процессов. Таким образом, между соматическим дефектом и аномалией развития психики прослеживается четкая функцио­нальная связь. И любой дефект, повлекший за собой нарушение развития личности, ведет к «включению» функций организма, ответственных за компенсацию.

Применимо к офтальмологическим патологиям, т. е. слабовидению и слепоте, компенсацию нужно расценивать как биосоциальное явление, представ­ляющее собой синтез социальных и биологических факторов. Особенно сильно снижение функций зрения сказывается на базовом свойстве реактивной функции человеческого организма — активности. Это частично можно объяснить отсутствием необходимой суммы нешних воздействий, что способствует возникнове­нию мотивов ориентировочной деятельности. Тем не менее, научные труды Л. С. Выготского и многих дру­гих специалистов-тифлопедагогов показывают, что, используя обходные пути развития слабовидящих и незрячих детей, т. е. задействуй особые анализа­торные системы, возможно в значительной степени снизить влияние неблагоприятных факторов на ста­новление психики ребенка-инвалида.

 

Добавить комментарий

Тесты для врачей

Наши партнеры