Терапевтический эффект от введения ряда меди­цинских препаратов связан не с непосредственным возбуждением или же угнетением специфических рецепторов, а с воздействием этих лекарственных средств на медиаторы проведения возбуждения. На­блюдается значительное изменение эффективности действия подобных фармакологических препаратов на фоне одновременного приема лекарственных веществ, которые способны оказывать действие на те же самые медиаторы. В качестве примера можно рассмотреть взаимодействие препарата резерпина с ингибиторами МАО (моноаминоксидазы).

Резерпин вызывает высвобождение катехоламинов, которые разрушаются моноаминоксидазой, что неизбежно становится причиной истощения запасов ме­диаторов в организме. Устранение эффекта резерпина достигается введением ингибиторов моноаминоксида-зы, поскольку нарушается метаболизм медиаторов, высвобождающихся под действием резерпина. Ин­гибиторы моноаминоксидазы, значительно замедляя процесс разрушения медиаторов, усиливают и делают более длительным (эффект пролонгирования) действие, к примеру, эфедрина, а также прочих препаратов, обладающих адреномиметическим действием.

В современной анестезиологии достаточно широкое применение находит естественный антагонизм между курареподобными препаратами, которые оказывают бло­кирующее действие на рецепторы, обладающие чувстви­тельностью к ацетилхолину и антихолинэстеразным средствам, которые блокируют фермент, ответственный за катализацию превращения ацетилхолина. При вве- I дении в организм препарата прозерина, галантамина, а также других препаратов, относящихся к данной группе, увеличивается концентрация ацетилхолина, 1 в результате чего происходит вытеснение миорелаксантов из рецепторов скелетных мышц и нервно-мышечная передача возбуждения возвращается к норме (тонус мышц восстанавливается).