11. Каков риск роста пролактиномы в отсутствие лечения?

Во многих проспективных исследованиях установлено, что пролактиномы рас­тут редко и медленно. Это особенно справедливо для мелких (< 10 мм) ПРЛ-секре-тирующих опухолей, из которых за 2-5 лет наблюдения значительно увеличивают­ся в размерах лишь менее 5%. Надежных прогностических критериев роста опухоли не существует. Наблюдались и случаи спонтанного исчезновения таких опухолей, особенно после беременности, что может быть следствием их некроза.

12. Существуют ли медикаментозные средства терапии ПРЛ-секретирующих опухолей? Каков механизм их действия?

Уже около 20 лет для медикаментозной терапии ПРЛ-секретирующих аденом используют агонисты дофамина. Чаще всего применяют бромокриптин и каберго-лин, В продаже имеются также перголид и гидергин, но они не входят в число редств, специально предназначенных для лечения пролактином. Все эти вещества эффективно снижают уровень ПРЛ и уменьшают размеры опухоли.

13. Опишите механизм действия средств, применяемых при пролактиномах.

Агонисты дофамина связываются со специфичными для гипофиза  дофамина на поверхности ПРЛ-секретирующих клеток, что приводит к сниже­нию внутриклеточного содержания цАМФ и Са2+. В результате тормозится синтез и секреция ПРЛ. Повышение активности лизосом в клетках обусловливает инволю­цию шероховатого эндоплазматического ретикулума и комплекса Гольджи. В голо­вном мозге агонисты дофамина взаимодействуют с D i-дофаминовыми рецепторами, что определяет побочные эффекты этих соединений - тошноту и головокружение. Агонисты дофамина, обладающие большим сродством к Юг-рецепторам (например, каберголин), реже вызывают такие явления.

14. Следует ли продолжать медикаментозное лечение ПРЛ-секретирующей опухоли при наступлении беременности? Допустимо ли в таких случаях грудное вскармливание ребенка?

Хотя многими исследованиями доказана безопасность лечения матери агониста-ми дофамина для плода, все же сразу после наступления беременности рекоменду­ется отменять эти средства. Риск возобновления роста опухоли в таких случаях не­значителен: < 5% для микропролактином и 15-35% для макропролактином. Ежеме­сячно следует проверять, не появились ли у беременной головные боли или дефек­ты полей зрения. Любые признаки роста опухоли требуют возобновления лечения. Кормление грудью не является, по-видимому, дополнительным фактором риска ро­ста опухоли, но пристальное наблюдение необходимо продолжать.

15.  При какой продолжительности медикаментозного лечения наблюдается снижение уровня ПРЛ в сыворотке и уменьшение размеров опухоли?

Агонисты дофамина начинают действовать быстро, и поскольку 11/2 ПРЛ в сыворотке составляет 50 минут, его уровень начинает снижаться уже в первые 2 часа. Однако полная нормализация уровня ПРЛ происходит лишь через несколько недель или месяцев; максимальный эффект регистрируется обычно через 3 месяца. Уже в первые 48 часов после начала лечения можно отметить увеличение полей зре-
ния, свидетельствующее об уменьшении размеров опухоли. Через 3 месяца опухоль обычно уменьшается вдвое. Однако максимальный эффект достигается, как правило, не раньше, чем через 6-12 месяцев.

16. Как долго следует проводить медикаментозное лечение ПРЛ-секретирующих опухолей?

Как правило, требуется пожизненное лечение, так как при его отмене уровень ПРЛ повышается, и рост опухоли возобновляется, что свидетельствует о преимуще­ственно цитостатическом эффекте агонистов дофамина. Однако недавно показано, что примерно в 20% случаев через 2-5 лет после начала приема этих средств насту­пает полное выздоровление. Существуют и другие данные, свидетельствующие о ци-толитическом эффекте агонистов дофамина.