Каким образом следует при осмотре учитывать возрастной этап развития ре­бенка?

Перед осмотром представьтесь ребенку и его семье. Называйте ребенка по име­ни — таким образом Вы покажете уважение к нему как к личности. Обращение к ре­бенку по имени также помогает при оценке неврологических функций (психического статуса). Позвольте семье оставаться с ребенком как можно дольше, т.к. отсутствие рядом родных лиц и голосов пугает ребенка, и без того испытывающего боль и дискомфорт.

Старшие дети или подростки иногда не хотят, чтобы родители присутс­твовали при осмотре; предложите им эту возможность. Новорожденных, младенцев и детей младшего возраста можно осмотреть на коленях у родителей, а старших детей или подростков можно посадить на стул или смотровой стол. Чтобы уменьшить тре­вожность ребенка, привлеките его внимание, например, к игрушке. Всегда говорите ребенку, что вы делаете, чтобы процедуры не были для него неожиданными, и чтобы он вам доверял. Предоставьте ребенку при обследовании возможность выбора, на­пример: «Я должен сосчитать частоту сердечных сокращений и измерить давление.

Что ты хочешь, чтобы мы сделали сначала? Такое предложение позволяет ребенку чувствовать, что в незнакомой обстановке он имеет возможность принимать реше­ния.

При общении с ребенком не используйте слова, которые могут напугать его. Ма­ленькие дети, особенно дошкольники, понимают некоторые слова и выражения бук­вально. Никогда не говорите: «иголка уколет, как пчелка укусит т.к. многие дети не считают, что укус пчелки — это пустяк.

В положении лежа дети обычно чувствуют себя дискомфортно, поэтому проводи­те осмотр ребенка, если возможно, в положении сидя или стоя. Позволив маленько­му ребенку во время намерения ректальной температуры стоять на смотровом столе и держать за руку родителя, Вы достигнете достаточной степени взаимодействия с ребенком и одновременно обеспечите родителям возможность держать и успокаи­вать ребенка.

Подросткам следует предоставить возможность выбрать человека, который будет сопровождать их во время осмотра. Они могут выбрать для этого родителя или друга. Не спрашивайте о беременности, половой жизни, наркотиках и психическом здоро­вье в присутствии родителей или сопровождающего; такие вопросы лучше всего за­давать один на один. Подросток должен сам решить, можно ли ознакомить родителей с подобной информацией. Изучите законы, касающиеся прав несовершеннолетних и получения у них информированного согласия.

Назад в раздел