Надо сказать, что   прием «положительного настраивания», как его называют,  не придуман в тиши кабинета. Он восходит корнями к народной мудрости. Когда соседка в деревне приходила к соседке, она сначала справлялась  о здоровье,  о житье-бытье,  и только потом переходила к сути прихода: попросить взаймы луковицу.

Предупреждение  конфликтов имеет большое значение  не только  с морально-этической  или даже юридической  точек зрения. Различные нервные  потрясения,   иными словами   отрицательные эмоции,  часто являются причиной сердечно-сосудистых катастроф. Известный отечественный кардиолог, И. К. Шхвацабая (1977 год),  приводит данные катамнеза  106 больных инфарктом миокарда.  У 75,4 % в период, предшествовавший  инфаркту  миокарда, имелись нервные потрясения.  Только у 13, 3 %  инфаркт развился в результате  физического перенапряжения.  Имеются работы, доказывающие  влияние  эмоционального напряжения  на коагулирующую систему крови.   А гиперкоагуляция, в сою очередь,   способствует тромбообразованию  и развитию сердечно-сосудистых катастроф  (с-с к ).  Вот почему предупреждение  конфликтов  имеет большое значение и для  недопущения  с-с к,  от которых страдают, кстати, обе стороны.

В связи со сказанным  может возникнуть вопрос:  можно ли наказывать человека ? Можно и даже нужно!  Нужно только помнить, что  справедливое наказание  не исключает  обязательного уважения  к человеческому достоинству !  А после наказания  напоминать человеку о его вине бестактно.  Наказывая нельзя унижать. Кстати, эта  древняя истина не потеряла своего значения и сегодня.

Вот яркий пример  времен Французской революции.  Как известно, Марат был убит террористкой  Шарлоттой Корде.  За это она была приговорена к смертной казни.  Свершив приговор,  палач Сансон  высоко поднял отрубленную голову и нанес ей пощечину. Так он  отомстил за смерть вождя.  Эта пощечина дорого обошлась  палачу,  который был представителем  династии,  занимавшихся этой деятельностью на протяжении 200 лет. Убивать он мог. Но за оскорбление наказанной он был наказан  отставкой.   Наказывать и  унижать – не одно и тоже !

Взаимоотношения между сотрудниками на работе должны быть ровными, с соблюдением  субординации. Если  вы состоите в дружеских отношениях  со своим  подчиненным или наоборот, с  теми, кто старше вас по должности и  в неофициальной  обстановке  общаетесь на «ты»,   в обстановке официальной  этого быть не должно.  Есть определенная грань уважения, которую нельзя переходить. На вызове не должно быть никаких «Таня»,   «Коля» и т. д. - только по имени и отчеству.   Я длительное время  ездил с одним водителем,  мы обращались друг к другу по имени и «на ты», но если  он был с нами у постели больного и  нужно было обратиться ко мне, он называл  по  имени и отчеству, или говорил  «доктор».  Неприятное впечатление производит, когда,  например, диспетчер на подстанции, подзывая врача, объявляет по микрофону: «Лена, подойди к диспетчеру».  Можно понять, что  вчера  эта Лена работала фельдшером,  но сегодня  она   врач и обращаться к ней следует по-другому.  Примеры  строгого соблюдения  субординации, в частности,  в медицине,  могут наблюдать те, кто побывал за границей, или это можно видеть  в зарубежных фильмах.  Мы к этому идем очень медленно («наш особый путь»), внутри своих коллективов  мы к этому проявлению низкой культуры  привыкли, но со стороны такое поведение производит неприятное впечатление.   Мне помнится,  у нас длительное  время  работал фельдшер,  все к нему обращались по имени, хотя был он не очень молод, и он многих  называл  также.  Потом он перешел на работу в другую организацию, и бывая у нас  после ухода со «скорой»,   обращал наше внимание на то, что  такое «панибратство» со стороны выглядит очень некрасиво!