В 1964 году в Советский Союз  возвратился  из Соединенных Штатов  известный экономист   В. Терещенко.  Он стал выступать в печати, делясь своим опытом  взаимоотношений между людьми, который  на Западе давно стал нормой. Его книга называлась: «Как вести себя управляющему».   Выполнение несложных  правил  способствовало  ликвидации, а точнее  предупреждению необоснованных конфликтов,  нормализации психологического климата   в  коллективе.  Все это, в конечном  счете, способствовало повышению производительности труда,  и что очень важно – без дополнительных материальных затрат !  Конечно, речь шла о знаменитой  методике Дейла Карнеги.  В 1990 году его книгу: «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»,  выпустило Средне-Уральское книжное издательство. Вот, что писал в предисловии  член-корреспондент АН СССР В. П. Чичканов:  «Глубина кризисной ямы, в которой находится наша экономика, такова, что  промедление с радикальной реформой хозяйствования  подобно смерти  не только социализма, как общественного строя, сколько физически самой страны. Это заставляет нас  во многом  поступиться «классовыми принципами»,  из-за слепого  следования которым  страна резко отстала  от всего цивилизованного мира  в развитии общества… Потому  время встать на рельсы  цивилизованного, гуманистического хозяйствования, и соответственно  управлять им так, как подобает равноправным членам  общечеловеческого сообщества…..Эта книга из разряда вечных… Несмотря на то, что с момента ее издания прошло много лет, она продолжает переиздаваться  огромными тиражами. Знакомство с ней поможет  избавиться от многих недостатков и улучшить взаимоотношения с людьми».

По-разному отнеслись у нас к этой информации,  мешала политическая отчужденность    двух систем.  Считали, что нам она не подходит   «у нас  свой путь», социалистическая система, безусловно,  самая прогрессивная». Хотя наши познания в этой науке, а это, действительно, наука, были на уровне каменного века (помнится как один из руководителей отреагировал на информацию о  таком методе: «Что мы будем брать пример с американцев, у них там негров вешают!»).

Простой пример. Разговор по телефону.  Звонит  телефон, трубку снял секретарь.

-  Алло!

-  Это кто?

-  А кто Вам нужен?

-  Кто со мной говорит?

-  Как ваше имя?

-  А вам зачем?

Потрачено время, нервы, и все ради того, чтобы  в конце  концов узнать, что нужного вам человека нет на месте.    А теперь сравните:

-  Вы позвонили в компанию….., здравствуйте. (Упреждающее слово  «здравствуйте» исключает возможность возникновения  конфликта).

-  Могу я поговорить с мистером Смит?

-  Мистера Смит нет на месте, будет через два часа, что  ему передать?

Минимальное время,  исчерпывающая информация.

Сейчас такая форма разговора никого не удивит, она применяется в любой уважающей себя фирме.  На любых курсах  повышения квалификации  наука общения входит  в обязательный минимум образовательной программы.