Несколько слов еще вот о чем.  Очень неприятное впечатление  производит  член бригады,  не занятый в данный момент непосредственной работой и, к примеру,  рассматривающий с безразличным видом посуду в буфете или красивый журнал. Сам того, не желая, он  демонстрирует, что судьба больного его не интересует. А это недостойно воспитанного  человека, тем более, медика.

Иногда, проводив бригаду,  любопытные родственники не торопятся  закрыть  дверь, в надежде услышать еще что-нибудь  о больном.  Как часто  мы не заставляем себя ждать. Поэтому, если вы хотите сказать коллеге   что-нибудь «важное», потерпите до  отъезда.  В другом случае,   тотчас выйдя от больного, вы заговорили  о пустяках!  Это тоже  болезненно воспримется  родственниками и не украсит вас. Также недопустимо,  выйдя за дверь, обсуждать «необоснованность», по вашему мнению, данного вызова.

Для близких, родных недостаточно, если  врач, осмотрев больного и оказав необходимое пособие, сразу скажет: «Ничего страшного нет».  Они вправе рассчитывать, на то, что врач  убедительно пояснит, почему  он надеется на  благополучный исход, и почему нет оснований для беспокойства. Если больной  в данной  ситуации обратится с просьбой дать совет по дальнейшему   лечению,  не следует  отсылать его к  участковому врачу.  Во-первых, может быть,  больного интересует промежуток времени до прихода врача из поликлиники. А во-вторых, обращение  за советом именно к Вам может быть свидетельством  более высокой оценки врача скорой помощи как специалиста.  Поэтому ответ врача специализированной бригады: «Инфаркта нет, лечитесь  у участкового врача»  (о чем как-то поведала жена больного) -  не может быть свидетельством высокой квалификации   (и культуры!) этого доктора. В  худшем случае, за такой фразой  звучало желание скрыть свое незнание  ответа на поставленный вопрос…

Задача врача  заключается не только в оказании первой помощи, но и  в умении восстановить  душевное равновесие больного и внести успокоение среди близких. Слово утешения  иногда оказывается  более могучим,  чем арсенал средств во врачебном ящике. (Вспомним, от какого слова произошло слово  «врач».

« В травах и словах  скрыта великая сила» (Латинская пословица).

Особо  следует остановиться на ситуации, когда помощь приходится оказывать на улице,  на предприятии (на рабочем месте ), в других   местах: магазин, салон общественного транспорта, подземный переход – везде, где находится человек,  ему может потребоваться  экстренная медицинская помощь.  Самое лучшее, что можно посоветовать в данной ситуации – не обращать внимание на окружающих, и уверенно делать свое дело. Не вступать в дискуссии, не отвечать на реплики.  Это отвлекает от работы, пусть даже замечания покажутся оскорбительными.  Будьте  выше этого.  Вы должны как можно быстрее  довести состояние больного  до транспортабельного, взять его в машину и уехать с этого места (если речь идет об улице). После этого всякий интерес у окружающих  - пропадет. Вопрос о госпитализации больного из общественного места решается однозначно – оставлять его нельзя. Но если вы еще не знаете,  куда нужно госпитализировать, можно отъехать за угол, остановиться, закончить осмотр, если вы не успели  закончить его раньше и  связаться  с бюро госпитализации.

Но вот оказание помощи  завершено. Врач принимает решение госпитализировать больного.