Термин «деонтология»  (от греч. deonthos -  должный),  т.е. учение о должном поведении, поступках,  образе действия, связан с именем  английского священника  Бентама (XVIII в.),  вкладывавшего в это понятие  религиозно-нравственное содержание.

Применительно к врачебной деятельности  в сочетании со словами  «медицинская»  или «врачебная»,  термин  «деонтология» очень скоро стал обозначать  комплекс этических правил, норм, принципов, которыми руководствуется врач, т. е.  морально-нравственный компонент его деятельности, как совокупность соответствующих  профессиональных, морально-этических и правовых принципов  и правил,  составляющих понятие врачебного долга.

О  значении  деонтологии  хорошо  сказал  академик А.  Ф. Билибин: «Врачебная  деонтология – это самая суть, сердцевина, душа или самая вершина врачевания, вершина врачебной подготовки».

Тем самым  видный советский клиницист  подчеркивает, что  деонтологический  компонент  врачебной подготовки  является центральным,  стержневым, заветным, определяющим уровень  и конечный успех врачебной деятельности, успех врачевания.

Представление  об исключительной  важности  всего комплекса   вопросов  деятельности врача  сложилось еще в древние  времена,  за  тысячелетия  до появления термина «деонтология». Это и высказывания врачей древнего мира и их заветы, дошедшие до наших дней, например, знаменитая «клятва Гиппократа», связанная, прежде всего  с комплексом моральных вопросов,  имеющих для врача  особенное, решающее значение.

Медицинская деонтология  определяет поведение врача  в процессе его деятельности, стратегию и тактику врачевания. Она так   же стара, как  стара медицина.  Наиболее выдающиеся   древние сочинения, посвященные деонтологии: «О природе жизни» - китайского врача Хуан  Ди  Немцзиня,  «Наука о жизни» - древнеиндийского врача Сушруты,  «Наставления» и «О враче» - Гиппократа, сочинения Галена, Цельса, Авиценны.

В древнем индийском трактате по медицине «Чара-Самхита»  приводятся требования к врачу:  самоотверженность, скромность,  постоянная забота  об  улучшении здоровья людей. По этим канонам врач даже ценой собственной жизни обязан отстаивать жизнь и здоровье больного.   Сушрута  отмечал еще, что врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоров, опрятен, скромен, терпелив, носить коротко стриженую бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями  одежду.   Речь его должна быть тихая, приятная и обнадеживающая. За неудачное лечение врача  штрафовали.

В кодексе  древнего  вавилонского царя  Хаммурапи  (1792 – 1750  до н. э.)  требования к врачу были суровые: если свободный гражданин (не раб), умирал после вскрытия нарыва врачом, его  лишали правой руки. Легенда говорит, что  братья Козьма и Демиян, жившие в Сирии   в III  веке до н. э. пересадили ногу  негра белому человеку.  В Лувре  находится картина, изображающая  двух врачей и белого пациента с черной ногой.  Пациент  погиб.  По приказу царя   Диоклетиана врачей казнили отсечением головы.  Впоследствии их возвели в ранг  святых, покровителей хирургии.  Некоторые авторы  излагают иную версию деятельности этих  святых,  так  в  брошюре «Акафист  святым  бессребреникам Косме и Дамиану»,  изданной  Екатеринбургской епархией в 2003 году,  о пересадки ноги негра белому человеку не упоминается.

А еще можно вспомнить не утвержденное  законодательно, но существовавшее на уровне традиций,  шествие  врача за гробом (или даже впереди гроба), если больной погиб по его вине.

В древней Элладе высоко ценили труд врача. В «Илиаде»  Гомера есть такие строки: «Стоит многих воителей один врачеватель искусный.  Вырежет он и стрелу  и рану присыплет лекарством».

Родоначальник научной медицины  - древнегреческий врач Гиппократ.  Он родился на острове Косс в  460 году  до н. э.  Он не только дал  ряд ценных советов, но и фактически  написал   первую страницу летописи  деонтологии. Эта книга  пишется  всеми последующими поколениями врачей в течение  24 веков.  В Древней  Греции   высоко ценили врачей. Аполлона считали врачом  богов,  Асклепий  (у римлян Эскулап) был богом врачебного искусства среди людей. Свое отношение к медицине Гиппократ выразил  так: «…и все, что ищется для мудрости, все это есть в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде,  уважение, суждение, решительность, опрятность,  изобилие мыслей,  знание всего того, что необходимо для жизни».

В древнем Риме   жил и работал знаменитый врач  Авл Корнелий Цельс, который начал  свою врачебную карьеру врачом гладиаторов. Он призывал  врачей неустанно трудиться  во имя больного человека, не зависимо от его   материального и общественного положения.  Врач древнего  Рима Гален  с возмущением писал о коллегах,  роняющих честь   и   достоинство профессии.  Знаменитому врачу Востока  периода раннего средневековья Абу –Али ибн–Сина (Авиценне)  принадлежат слова: «Врач должен обладать взглядом сокола,  руками девушки,   мудростью змеи и сердцем льва».

Кстати,погода в Киеве чрезвычайно хороша.

В двадцатом веке вопросы деонтологии стали обсуждать и на  международных форумах. На II  всемирном конгрессе по деонтологии  в Париже  в 1967 году  к клятве Гиппократа  было сделано  дополнение:  «Клянусь  обучаться всю жизнь».