Bga, Bgb и Bgc

Эритроциты человека содержат некоторое количество HLA-антигенов, прису­щих лимфоцитам периферической крови и другим ядерным клеткам организма.

Этот факт впервые был установлен в середине 1960-х годов, когда было по­казано, что эритроцитарные антигены Bga, Bgb и Bgc тесно связаны с антигена­ми системы HLA (Buchanan и соавт. [13], Chown и соавт. [15], Morton и соавт. 29, 30], Seaman и соавт. [46]). Наличие на эритроцитах антигена Bga неизмен­но сочеталось с присутствием на лимфоцитах этого человека антигена HLA-B7 (Morton и соавт. [29]), присутствие на эритроцитах антигена Bgb сопровожда­лось одновременным присутствием на лимфоцитах антигена HLA-B17, антиген Bgc выявлялся на эритроцитах в тех случаях, когда на лимфоцитах присутство­вал антиген HLA-A28 (Morton и соавт. [30]).

Nordhagen и Orjasaeter [37, 40] нашли, что эритроциты Bg(c+) реагируют с антителами анти-НЬА-А28 и анти-НЬА-А2, обладающими перекрестной реак­тивностью.

На эритроцитах нередко достаточно сильно выражены антигены HLA-A10 и HLA-B8 (Morton и соавт. [30], Nordhagen [35]), выявляются также антигены HLA-A9, HLA-B12 и HLA-B15 (Nordhagen [34]).

В то же время эритроциты многих лиц не содержат HLA-антигенов, хотя на лимфоцитах эти антигены отчетливо выявляются (Issitt, Anstee [25], Reid, Lomas-Francis [42]).

По данным Crawford [16], Daniels [19,20] и Nordhagen [35], экспрессия HLA-антигенов у разных индивидов варьирует в широких пределах. У некоторых лиц она неодинакова в разные периоды года.

Степень экспрессии HLA-антигенов на эритроцитах не является строго на­следуемой в отличие от специфичности. HLA-антигены, выявляемые на эритро­цитах детей, могут отсутствовать на эритроцитах их родителей (Morton и соавт. [29], Nordhagen [36], Seaman и соавт. [46], Van Der Hart [49]).

hdC помощью высокочувствительнного микроколоночного теста, радиоиммун­ного метода и проточной цитофлюориметрии показано, что эритроциты при­мерно 50 % доноров связывают aHTH-HLA-антитела (Crawford и соавт. [17, 18], Rivera, Scornik [43]). Все исследованные сыворотки affra-HLA-B7 реагировали с эритроцитами лиц HLA-B7+ (Nordhagen [33]).

По данным Botto и соавт. [11], на эритроцитах расположено от 40 до 550 ан­тигенных участков HLA, на тимоцитах - около 100 тыс. Это объясняет, поче­му так сложно адсорбировать HLA-антитела эритроцитами, в то время как ак­тивность HLA-антител легко устраняется посредством адсорбции лейкоцитами (Morton и соавт. [29, 30], Nordhagen [32, 33]).

У лиц HLA-B7+ на эритроцитах содержится существенно больше антиген­ных детерминант HLA класса I по сравнению с индивидами HLA-B7- (Botto и соавт. [И], Salama и соавт. [45]). Усиление HLA-экспрессии на эритроцитах от­мечено у больных системной красной волчанкой, инфекционным мононуклео-зом, ревматоидным артритом, некоторыми гематологическими заболеваниями (Botto и соавт. [И], Giles и соавт. [23], Morton и соавт. [28, 31]). Сильно выра­женная экспрессия антигенов HLA на эритроцитах встречается редко, однако такие случаи в литературе описаны (Van Der Hart и соавт. [49], Nordhagen [38]).

HLA-антигены, присутствующие на эритроцитах, идентичны таковым на всех ядросодержащих клетках (Giles и соавт. [21]). Они представлены гетеро-димерами полипептидных цепей а,, а, и а3 с мол. массой 45 кДа, связанными с р2-микроглобулином - пептидом величиной 10 кДа. Специфические HLA-субстанции, циркулирующие в плазме крови, имеют мол. массу 39 кДа и отли­чаются от HLA-субстанций, располагающихся на эритроцитах, отсутствием ги­дрофобного участка (Giles и соавт. [22], Krangel [26], Nordhagen [35]).

Антигенные эпитопы HLA контролируются генным локусом HLA, располо­женным на коротком плече хромосомы 6, Р2-микроглобулин контролируется ге­ном, находящимся на хромосоме 15 (Roitt [44]).

Анти-НЬА-антитела, реагирующие с эритроцитами, могут быть ингиби-рованы специфическими водорастворимыми HLA-субстанциями, содержа­щимися в плазме лиц, имеющих соответствующие антигены на лимфоцитах (Р.А. Голубенко [1-4], А.А. Рагимов [7], Nordhagen [35], Swanson [47]). Данный факт позволил Swanson и Sastamoinen [48] высказать предположение, что анти­гены HLA, выявляемые на эритроцитах, по своему происхождению не являются эритроцитарными, а адсорбируются на эритроциты из плазмы.

Существует и другая точка зрения, согласно которой эритроциты могут не­сти остатки антигенов HLA, которые синтезируются в ранних ядросодержащих предшественниках эритроцитов. При определенных условиях возможна их не­полная утрата зрелыми клетками (Brown и соавт. [12], Harris, Zervas [24]).

Giles и соавт. [22] показали, что обработка эритроцитов хлорохином* при­водит к разрушению р2-микроглобулина и утрате HLA-антигенной активно­сти. Цепи а , а и а при этом также подвергаются конформационным измене­ниям. После контакта с очищенным р2-микроглобулином эритроциты, обрабо­танные хлорохином и утратившие HLA-антигены, восстанавливали свою HLA-антигенную активность.

Препарат из группы производных 4-аминохинолина, тормозит синтез нукле-иновых теШшштиак, оказывает умеренно выраженное иммуносупрессивное действие.

Установлено (Botto и соавт. [11]), что концентрация р2-микроглобулина в эритроидных клетках-предшественниках снижалась по мере их превращения в зрелые эритроциты. Одновременно клетки утрачивали HLA-антигенную ак­тивность.

HLA-антигены эритроцитов устойчивы к обработке протеолитическими ферментами и сульфгидрильными реагентами.

Клиническое значение

Клиническое значение антигенов HLA, присутствующих на эритроцитах, не столь велико в сравнении с собственно эритроцитарными антигенами.

Latoni и соавт. [27] описали один случай гемолитической посттрансфузион-ной реакции, обусловленной анти-НЬА-антителами, однако приведенные авто­рами данные не позволили сделать окончательное заключение относительно ис­тинной причины имевшей место гемолитической реакции

Имеются сообщения об ускоренном разрушении радиоактивно меченных эритроцитов invivoпод действием анти-НЬА-антител, однако разрушение за­трагивало лишь небольшую часть эритроцитов, циркулирующих в кровотоке (Nordhagen, Aas [39], Panzer и соавт. [41], Van Der Hart и соавт., [49]).

ГБН, обусловленная анти-НЬА-антителами, не описана. Эти антитела мо­гут быть причиной привычного невынашивания беременности (Е.А. Зотиков и др. [5], O.K. Сницарук и соавт. [8]), а также лейкопении новорожденных (Н.С. Кисляк и др. [6], Н.А. Финогенова и др. [9, 10]).

Анти-НЬА-антитела в некоторых случаях затрудняют идентификацию анти-эритроцитарных антител и могут искажать результаты индивидуального подбо­ра крови донора и реципиента, показывая положительный результат в непрямой реакции Кумбса.

Как отмечают Champagne и соавт. [14], указанные затруднения устраняют посредством обработки эритроцитов растворами хлорохина или ЭДТА-глицин-НС1, которые ингибируют на эритроцитах антигены HLA, но не оказывают вли­яния на экспрессию истинно эритроцитарных антигенов.

Отдельные публикации свидетельствуют о том, что HLA-антигены создают определенные трудности при производстве панелей стандартных эритроцитов для выявления и идентификации антиэритроцитарных антител, поскольку неко­торые высокоактивные анти-НЬА-антитела реагируют с эритроцитами и вводят исследователей в заблуждение, создавая видимость присутствия антиэритроци­тарных антител.

С подобной проблемой сталкивались производители типирующих реагентов, использовавшие плазму гипериммуннных доноров, которая содержала примесь высокоактивных анти-НЬА-антител. Замена аллогенных сывороток монокло-нальными реагентами устранила проблему