Нормальные клетки всех млекопитающих имеют две Х-хромосомы у особей женского пола и только одну Х-хромосому у особей мужского пола. Для разви­тия зародышевой клетки достаточно одной Х-хромосомы. Одновременное функ­ционирование в зиготе двух гомологичных Х-хромосом исключено благодаря яв­лению, получившему название «инактивация Х-хромосомы, или эффект Лайона». В каждой соматической клетке женского организма (Х/Х) активной является только одна Х-хромосом, активность другой подавляется в раннем эмбриональ­ном периоде (Lyon [61, 62]). Ийактивация одной из двух Х-хромосом (отцовской или материнской) - событие случайное. Количество клеток с отцовской и мате­ринской Х-хромосомами приблизительно одинаковое. Потомство клетки, в кото­рой произошла инактивация одной из Х-хромосом, будет обладать точно такой же инактивированной хромосомой. Таким образом, женские особи химеричны по Х-хромосоме, поскольку в одних клетках активна отцовская Х-хромосома, в дру­гих - материнская. Инактивация генов Х-хромосомы происходит в позиции цис. На одной из Х-хромосом возникает центр инактивации, Xist, который образует большой иРНК-транскрипт, блокирующий Х-хромосому (Lyon [61]).

Сначала полагали, что нейтрализации подвергаются все без исключения гены инактивированной Х-хромосомы. Однако в дальнейшем стало очевидным, что ряд генов (не мене 20) в такой Х-хромосоме не инактивируется (Davies [61]). Одним из генов, не подвергающихся инактивации, является XG. Если бы XG пребывал на одной Х-хромосоме в активном состоянии, а на другой - в неактивном, то женщины, гетерозиготные по гену Xga (Xga/Xg), должны были бы иметь в периферической крови смешанную популяцию эритроцитов, состо­ящую из клеток Xg(a+) и Xg(a-). В действительности же этого не наблюдается (Race, Sanger [73], Klinger и соавт. [58], Ducos и соавт. [29]).

Описаны случаи естественных и трансплантационных химер по Xga, однако при этом было установлено, что эритроциты Xg(a+) и Xg(a-) происходили из одних и тех же костномозговых предшественников (Sparkes и соавт. [88]).

Ген МС2, контролирующий синтез антигена CD99, также не подвергается инактивации (Goodfellow и соавт. [46]). Гибридные клеточные линии, содержав­шие инактивированные Х-хромосомы, продуцировали антиген CD99.

Имеются данные, свидетельствующие о том, что локус XG нейтрализуется при инактивации дефектных Х-хромосом с наличием делеций (Polani и соавт. [72]).

Локус XG картирован на коротком плече Х-хромосомы. Среди 20 женщин с делецией короткого плеча Х-хромосомы 13 имели фенотип Xg(a+). Такая ча­стота соответствует встречаемости антигена Xga среди мужчин (Sanger и соавт. [79, 81]), поэтому есть все основания полагать, что у женщин с делецией ко­роткого плеча на одной Х-хромосоме антиген Xga вырабатывается за счет гена XG другой, нормальной, Х-хромосомы. Локус МС2, контролирующий CD99, при инактивации дефектной Х-хромосомы нейтрализации не подвергается (Goodfellow и соавт. [46]).