Доброкачественное позиционное головокружение

Доброкачественное позиционное головокружение — самая частая из лабиринтных форм головокружения. Для него характерны приступы системного головокружения и вначале нарастающего, а затем стихающего нистагма (гл. 2, п. 2.1). Приступы продолжаются всего несколько секунд и возникают после запрокидывания головы или наклона ее в сторону поврежденного лабиринта. После наклона головы головокружение начинается не сразу, а после латентного периода длительностью в несколько секунд. Характерно истощение головокружения и нистагма при многократном повторении провоцирующих движений. Посттравматическая форма составляет 17% всех вторичных (симптоматических) случаев доброкачественного позиционного головокружения и встречается даже у детей. Примерно в 20% случаев посттравматическое доброкачественное позиционное головокружение обусловлено двусторонним асимметричным каналолитиазом.
Патогенез и принципы лечения те же, что и при идиопатическом доброкачественном позиционном головокружении.
Двустороннее поражение иногда требует более длительного лечения; при этом позиционные маневры следует вначале применять к лабиринту, пострадавшему сильнее, и продолжать до исчезновения симптомов. В настоящее время при каналолитиазе заднего полукружного канала с успехом применяются все три разных типа маневров — Семона, Эпли и Брандта—Дароффа (Herdman, 1990). При более редкой форме — каналолитиазе латерального полукружного канала — из положения лежа больного поворачивают в сторону здорового уха на 270° и рекомендуют лежать на здоровом боку еще в течение 12 ч (гл. 2, п. 2.1.5).

Посттравматическая вестибулопатии

При одностороннем кровоизлиянии в лабиринт или перело­ме пирамиды височной кости возможно непосредственное повреждение преддверно-улиткового нерва или лабиринта с последующим сильным системным головокружением, для­щимся несколько дней, горизонтально-ротаторным нистаг­мом, направленным от очага поражения, неустойчивостью при стоянии и ходьбе, тошнотой и рвотой. Клинически пост­травматическая вестибулопатия неотличима от вестибуляр­ного нейронита (гл. 2, п. 2.2). Переломы пирамиды височ­ной кости бывают двух видов — продольные и поперечные. Продольные переломы (рис. 4.1) составляют около 80% всех случаев, сопровождаются повреждением среднего уха и кро­вотечением из наружного слухового прохода. Поперечные переломы приводят к повреждению лабиринта и системному головокружению со снижением слуха, а также, иногда, к по­вреждению лицевого нерва. Поперечные переломы гораздо чаще, чем продольные, вызывают вестибулярные и слухо­вые нарушения. Если, несмотря на прямую травму височной кости и наличие таких симптомов, как системное головокру­жение и снижение слуха, перелом не удается подтвердить ни при осмотре, ни рентгенологически, следует заподозрить со­трясение лабиринта.

Вестибулопатия характеризуется стойким системным го­ловокружением, тошнотой и рвотой. Симптомы исчезают через 2—3 нед. Постельный режим и вестибулолитические препараты (например, дименгидринат, бензодиазепины) по­казаны только в первые несколько дней и лишь при сильной тошноте и рвоте. Длительное использование этих препара­тов, также как и при вестибулярном нейроните, замедляет центральную компенсацию. Для ускорения восстановления как можно раньше начинают вестибулярную гимнастику (Strupp et al., 1998). В остром периоде в течение нескольких дней показаны глюкокортикоиды (метилпреднизолон) для уменьшения посттравматического отека.

 

Старые материалы