Другой механизм состоит в формировании патологи­ческой условно-рефлекторной связи между состоянием аффекта и необходимостью интенсивной деятельности в момент аффективного напряжения. Например, острая по- А требность говорить или кричать или потребность в дея- тельности, сопровождающейся усиленным дыханием и т.д. I Представления о патогенезе невроза, как видно из сказан- щ ного, весьма поверхностны и туманны.

Довольно часто в анамнезе удается найти объяснения уязвимости, слабости той или иной системы. Это, например, перенесенная ребенком тяжелая диспепсия, оставившая след в виде слабости пищеварительной системы, коклюш, приведший к слабости дыхательной системы. Нарушение формирования речи (по разным причинам) делает при псйхогении уязвимой именно речевую функцию. В первом случае мы видим психогенно обусловленную анорексию, нервные рвоты и т.д., во втором — нервную одышку, нерв­ный кашель, в третьем — заикание и мутизм.

Неврогенные расстройства пищеварительной систе­мы (анорексия, рвоты, энкопрез) чаще наблюдаются у детей раннего возраста и дошкольников. Среди психотравмирую­щих факторов — разлука с матерью, помещение в детсад, грубость и насилие педагогов.

Непосредственным поводом к возникновению первич­ной невротической анорексии часто является попытка ма­тери накормить насильно, перекорм, совпадение кормления с неприятным впечатлением (резкий окрик, ссора взрослых, «подавился» и пр.) Клиника известна — ребенок отказыва­ется от любой пищи или крайне избирателен в еде. Ест мед­ленно. Из-за повышенного рвотного рефлекса часта рвота во время еды. Как правило, при рвоте родители прекращают кормление или вообще «сдаются» — не ведут в садик и т.д. Этот механизм фиксируется, закрепляется и генерализует­ся, рвота становится ответом на все нежелаемое ребенком.

У детей, давно овладевших навыком опрятности, в новой непривычной обстановке (ясли, школа) наряду с другими симптомами может появиться временное недержание кала. Но чаще при энкопрезе выявляются хроническая психо- травматизация в семье, длительная эмоциональная депри­вация, чрезмерные требования родителей в отношении опрятности, внешнего вида и т.д. Нередко энкопрез приоб­ретает упорный характер. Диагноз базируется на сочетании непроизвольного недержания кала с другими расстройства­ми невротического уровня и наличием психотравмирующей обстановки. Но патогенез все-таки малопонятен. В отдель­ных случаях энкопрез как форма регрессивного поведения является неосознаваемой протестной реакцией на предъ­явление непосильных требований. Буквально: «Отстаньте, пожалейте, я еще маленький».

У детей младшего возраста нередки «нервный кашель» и «нервная одышка». Особенно часто в анамнезе прослежи­ваются тяжелый (с «закатыванием») коклюш или соматиче­ские болезни, сопровождающиеся кислородным голодани­ем и неприятными ощущениями нехватки воздуха.