Напишите нам

Поиск по сайту

В заключение, автор  обращает внимание Читателя  на необходимость строгого разграничения между понятиями   «ЭКГ-заключение» и  «Клинический диагноз», который  строится с учётом данных ЭКГ, но не дублирует  их.   Их нельзя отождествлять,  в то же  время они должны соответствовать друг другу, иными словами. между ними должна быть логическая связь,  о которой  уже говорилось  в начале этой работы.

Заключение,  сформулированное по данным ЭКГ,  не может подменять диагноз.  Ишемия, некроз – это не диагноз.  Диагноз ставится с учетом данных   ЭКГ-заключения.  Наличие  на ЭКГ признаков ишемии  ( элевация сегмента ST),  некроза (  патологический зубец Q)  -  дает право врачу скорой помощи  диагностировать инфаркт миокарда.  Почему  именно врачу скорой помощи ?   Классические каноны  допускают  диагностику  ИМ  при наличии 1. Соответствующей клинической картины, 2. Наличия ишемии,  3. Патологического зубца Q и 4. Биохимических маркеров некроза кардиомиоцитов.  Но так как в условиях скорой помощи  патологический зубец  Q , особенно в первые часы  ( минуты ! ) встречается  не всегда, то для  догоспитального  этапа  допускается ставить диагноз  только на основании  трех или даже двух  признаков,  ( добавляя в диагнозе после слов «Инфаркт миокарда»   « с зубцом Q   или без зубца Q».)

То же можно сказать и об использовании  биохимических тестов ( миоглобинового и тропонинового ). Во-первых  их применение  в скорой помощи не столь широко, во-вторых,   информативность  обоих видов тестов начинает нарастать только после второго часа, ( в единичных случаях ), что ставит под сомнение целесообразность применения дорогостоящего метода в условиях скорой помощи.    В связи со сказанным,  роль ЭКГ в постановке диагноза возрастает, возрастает и  ответственность  врача при выдаче им  ЭКГ-заключения а также основанного на этом заключении диагноза,  как итога  всех компонентов, составляющих диагноз.  Так, если в описании  ЭКГ сказано  об элевации сегмента  ST,  а в заключении  - ишемия миокарда, или, тем более, некроз ( при наличии патологического зубца Q ),  то в диагнозе  может быть только «Инфаркт миокарда»  (ОКС с подъёмом сегмента  ST  в современной терминологии), но никак не  «Нестабильная стенокардия», которая может вообще не иметь   электрокардиографического отображения.  Тем более недопустимо при наличии указанных данных  основным диагнозом ставить «Остеохондроз» ( см. выше ).

Создаётся  впечатление, что после выхода  в свет рекомендаций ВНОК диагностика  ИМ некоторыми врачами СМП  сузилась  до поиска и констатации  только подъема сегмента  ST. Другие изменения  ЭКГ в расчёт не принимаются, не говоря уже  о клинических  проявлениях.  Но кроме  подъёма   ST  может быть и его депрессия в противоположных отведениях и вообще отсутствие  изменений на ЭКГ, на что указывают многие авторы, занимающиеся этой проблемой.  Почему-то перестали замечать   и подъём  даже там где он есть, правда, не превышающий  2 мм.  Может быть сказывается  влияние тех же  самых «рекомендаций»?   Может быть  некоторые врачи   восприняли  рекомендации буквально, выискивая  на ЭКГ именно подъём    ST ( ИМСП  ST), хотя в этих же рекомендациях  сказано и  об ИМБП ST).

 

*   *   *

Для того, чтобы  еще раз помочь читателю  в  формулировке группы диагнозов ОКС  в соответствии с новыми  рекомендациями ВНОК,[18] напомним  содержание  этих рекомендаций (кратко,  о чём было сказано   в предисловии к третьему изданию  настоящей работы).

***

Коронарная болезнь сердца (КБС), как и всякое хроническое заболевание, протекает с периодами стабильного течения и обострений. Период обострения КБС обозначают как острый коронарный синдром. Этим термином объединяют такие клинические состояния, как инфаркт миокарда (включая инфаркт без зубца Q, мел­коочаговый, микроинфаркт и т.д.) и нестабильная стенокардия (НС). Нестабильная стенокардия и инфаркт миокарда (ИМ) являются разными клиническими проявле­ниями единого патофизиологического процесса, а именно тромбоза различной сте­пени выраженности над надрывом атеросклеротической бляшки или эрозией эндо­телия коронарной артерии, и последующих  дистальных тромбоэмболий.

Термин острый коронарный синдром (ОКС) был введен в клиническую практи­ку, когда выяснилось, что вопрос о применении некоторых активных методов лече­ния, в частности тромболитической терапии, должен решаться до установления окончательного диагноза, - наличия или отсутствия крупноочагового инфаркта мио­карда.

При первом контакте врача с больным, если имеется подозрение на ОКС, по клиническим и ЭКГ - признакам он может быть отнесен к одной из двух его основных форм.

Острый коронарный синдром с подъемами сегмента ST . Это больные с наличием боли или других неприятных ощущений (дискомфорта) в грудной клетке и стойкими подъемами сегмента ST или "новой" (впервые возникшей или предположи­тельно впервые возникшей) блокадой левой ножки пучка Гиса на ЭКГ. Стойкие подъемы сегмента ST отражают наличие острой полной окклюзии коронарной арте­рии. Целью лечения в данной ситуации является быстрое и стойкое восстановление просвета сосуда. Для этого используются тромболитические агенты (при отсутствии противопоказаний) или прямая ангиопластика (при наличии технических возможно­стей).

Острый коронарный синдром без подъемов сегмента ST

. Больные с на­личием боли в грудной клетке и изменениями на ЭКГ, свидетельствующими об ост­рой ишемии миокарда, но без подъемов сегмента ST. У этих больных могут отме­чаться стойкие или преходящие депрессии ST, инверсия, сглаженность или псевдо­нормализация зубца T. ЭКГ при поступлении бывает и нормальной. Стратегия веде­ния таких больных заключается в устранении ишемии и симптомов, наблюдении с повторной (серийной) регистрацией электрокардиограмм и определением маркеров некроза миокарда (сердечных тропонинов и/или креатинфосфокиназы МВ-КФК). В лечении таких больных тромболитические агенты не эффективны и не используют­ся. Лечебная тактика зависит от степени риска (тяжести состояния) больного.

Назад в раздел

 

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры