У детей с инфантилизмом затруднена адаптация в дошкольных учреждениях. Их социальная незрелость, склонность к конфликтам повышают риск возникновения невротического реагирования, чаще по истероидному типу.

На фоне минимальной мозговой дисфункции с неглубо­ким интеллектуальным дефектом могут формироваться заниженная самооценка, противоречивые притязания, ощу­щение вины, агрессивный тип защиты, что создает почву при исихогениях к формированию невротических реакций в виде тиков и заикания, дневного и ночного энуреза, а также энкопреза в рамках истерического невроза.

Интеллектуальный дефект — частая причина не только отвергания со стороны полноценных детей, но и раздражения педагогов. Неудачи в учебе вызывают неуверенность, во-первых, и являются причиной семейных неурядиц, во- вторых. Родители, не допускающие мысли об интеллекту­альной недостаточности, неосознанно ищут истоки плохой успеваемости в недостатке усердия. Таким образом, ребен­ку плохо и дома и, в школе. При неглубоком отставании ре­бенок сохраняет способность к осознаванию унизительного характера своего дефекта, переживает чувство вины, скло­нен к аутоагрессии.

Психофизическая неполноценность нередко приводит к своеобразной психотравмирующей ситуации, когда ребенок одновременно «кумир» дома и предмет для насмешек вне родных стен.

Ребенок, страдающий неврозом, не осознает ни причин, ни тем более психогенеза своего переживания, да и само­го факта заболевания. Механизмы невроза, как и его кли­нические проявления, разворачиваются и формируются на неосознаваемом уровне.

Невротик не осознает или осознает лишь частично ис­токи своего психологического конфликта, его связь с кли­ническими проявлениями. Что касается соматической ослабленности и вегетативной дисфункции, то в происхо­ждении неврозов они играют роль факторов, облегчающих воздействие психогений и пролонгирующих течение невро­за. Наследственность как биологический фактор в генезе неврозов роли не играет, то есть неврозы не наследуются, но наличие невроза у родителей обусловливает семейный климат, который может стать при определенных условиях психогенным фактором для ребенка. О личностной преди- спозиции как факторе наследственной предрасположенно­сти к невротическому реагированию говорилось раньше.

Среди различных проявлений неврозов у детей (особен­но младших) преобладают элементарные соматовегетативные и двигательные расстройства. Обычно они выступают как относительно изолированные и доминирующие моносимптомы, соответствуя так называемым системным или органным неврозам, то есть тем неврозам, при которых ведущую роль в патогенезе и клинике играют расстройства одной из соматических функциональных систем (сердечно­сосудистой, пищеварительной, выделительной, дыхатель­ной, двигательной и т.д.) При этом система понимается не как отдельный орган, а как сложное многоуровневое обра­зование. Системные неврозы не являются самостоятельной нозологической единицей; это самостоятельная клиниче­ская группа в рамках психогенных заболеваний. Их выде­ление у детей важно не только потому, что это довольно нередкая клиническая реальность, но и потому, что пре­обладающие при каждом системном неврозе расстройства требуют коррекции, существенно отличающейся от методов воздействия при общих неврозах. Причина системных не­врозов — психотравмы шокового или субшокового уровня, сопровождающиеся испугом, реже — затяжные психотрав­мирующие ситуации. Почва — невропатия или мягкий органический церебральный фон. Ведущей проблемой па­тогенеза является проблема выбора органа, то есть меха­низмы, определяющие расстройства именно в этой системе. Выбор органа скорее всего определяется первичной слабо­стью той или другой функциональной системы (речедвига­тельной, пищеварительной и т.д.)